Феномен Греты Тунберг или технологии медиатизации протеста
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-121-138
Аннотация
Данная статья посвящена изучению технологий медиатизации и театрализации политики и механизмов проникновения массовой культуры в политику на примере яркого явления 2019 – Греты Тунберг и ее «климатических забастовок». В этом кейсе просматриваются разные аспекты: политический, социально-психологический, международный, экологический, этический. И каждый требует анализа. Но особенный интерес представляет изучение взаимодействия современной информационной среды с цифровым «поколением Z» и новейшие инструменты моделирования массового сознания. Гибридные образования из элементов массовой культуры, коммуникационных стратегий, манипуляционных технологий и ролевых аватаров представляют сегодня серьезную опасность для консервативной политики, потому что являют миру плохо просчитываемые схемы латентного воздействия на массовое сознание. «Грета Тунберг – разгневанная девочка в борьбе за Землю» – красивая, спродюссированная по всем законам сериальной действительности история, созданная с привлечением современных социальных технологий, внедренная в мировую политическую повестку. Год спустя после своего появления эта история стала рычагом давления на большую политику, инструментом управления массовым сознанием и ролевым аватаром для молодежи, а также укоренившимся социокультурным мемом. Сложность изучения данной темы обусловлена относительной свежестью кейса, его межпредметностью, а главное, незавершенностью. Финал кейса может быть смоделирован в разных плоскостях в зависимости от креативности «продюсеров», стоящих за проектом. Тем не менее, в эпоху расцвета социальных медиа «в глобальной деревне» такие гибридные образования будут появляться все чаще. Если еще недавно самой лабильной и подверженной манипуляции аудиторией были молодежь и студенчество, то в скором времени общество может столкнуться с «революцией детей», ведомых Гамельнским крысоловом чрез социальные сети.
Об авторах
С. А. СемедовРоссия
Cемедов Семед Абакаевич – доктор философских наук, заведующий кафедрой «Международное сотрудничество» Факультета маркетинга и международного сотрудничества
117571, Москва, проспект Вернадского, 82
В. А. Сухарева
Россия
Сухарева Виктория Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры «Международное сотрудничество» Факультета маркетинга и международного сотрудничества
117571, Москва, проспект Вернадского, 82
Список литературы
1. Маклюэн М. 2018. Понимание медиа. Внешние расширения человека. Перевод с английского В.Г. Николаева. Москва: Гиперборея; Изд-во «Кучково поле». 464 с.
2. Проценко Н. 2019а. Игорь Юшков: «Возможно, того человека, который подписал окончательное решение, еще будут за это ругать». Нефть и Капитал. Ноябрь. 11 (262). С. 49-55.
3. Проценко Н. 2019b. «Углеродный налог»: экологическая дань или входной билет в новую глобализацию? Нефть и Капитал. Сентябрь. 9 (260). С. 51-56.
Рецензия
Для цитирования:
Семедов С.А., Сухарева В.А. Феномен Греты Тунберг или технологии медиатизации протеста. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):121-138. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-121-138
For citation:
Semedov S.A., Sukhareva V.A. The Greta Thunberg’s Phenomenon and Technology of Mediatization of Ecological Protests. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):121-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-121-138