Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Роль религиозного фактора в образовании традиционалистских идеологий, противостоящих насильственной модернизации

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-33-42

Полный текст:

Аннотация

Научная оценка религиозного фактора в историческом формировании антимодернистских движений необходима для определения их социокультурной природы. Для наибольшей наглядности все приводимые аргументы опираются на краткий разбор конкретных исторических событий, в которых религиозный фактор сыграл наибольшую роль, по существу формируя новую традиционалистскую идеологию. Необходимо критическое рассмотрение упрощенно позитивистского подхода к роли религиозного фактора в развитии и становлении антимодернистских движений, поскольку подобный подход в известной степени игнорирует сложность исследуемого явления. С привлечением конкретно-исторического материала, на примере роли религии в Вандейском восстании, движении «кристерос» в Мексике и формирования фалангистской идеологии во время гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. можно предложить более взвешенный подход к изучаемой проблеме. Результаты современных историко-религиоведческих исследований заставляют считать неоправданным предположение об особом уровне религиозного фанатизма и мистической экзальтации, якобы свойственного традиционным аграрным обществам в переломную эпоху перехода к индустриальной эре. Целый ряд фактов и их сравнительный анализ позволяют предположить, что религиозный элемент в антимодернистских движениях начинает играть роль тогда, когда возникает необходимость противопоставить идеологии модернизации столь же современную по своей сути традиционалистскую идеологему. Религия становится основой моденистской идеологии, попутно во многом изменяя свое прежнее социокультурное значение. Фактически, во всех рассматриваемых случаях религиозный фактор превращается в фактор идеологический, что само по себе служит признаком постепенной модернизации даже той части социума, которая отстаивает консервативные ценности.

Об авторе

А. В. Луценко
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Луценко Антон Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии

690900, Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, кор. 10, каб. 732



Список литературы

1. Bourke J. 1999. An Intimate History of Killing: Face-to-Face Killing in Twentieth Century Warfare. London: Grantaand; New York: Basic Books. 500 p.

2. Farrell H. 2014. Violence and Catholic Revolution. Baltimore: Jackson Hall. 217 p.

3. Farrow W.H. 2010. Theology of Liberation on historical ground. Minneapolis: King & Son. 272 p.

4. Gilbert P.A. 2009. The Compassionate Mind. London: Little, Brown Book Group. 640 p.

5. Eliade M. 1958. Patterns in comparative Religion. New York: Sheed and Ward. 304 p.

6. Keeley L.H. 2001. War Before Civilization: The Myth of the Peaceful Savage. New York: Oxford University Press. 640 p.

7. Lindbeck G. 1984. The Nature of Doctrine. Philadelphia: Westminster. 516 p.

8. Macpherson J. 1997. For Cause and Comrades: Why Men fought in the Civil War. New York: Oxford University Press. 458 p.

9. MacIntyre A. 1981. After Virtue. South Bend, Ind.: Notre Dame University Press. 248 p.

10. Morris C. 1991. The Papal Monarchy: The Western Church from 1050 to 1250. Oxford: Oxford University Press. 502 p.

11. Nadelson T. 1997. Trained to Kill: Sodiers at War. Baltimore: Johns Hopkins University Press. 191 p. Rayfield S. 2008. Mexican Revolution and Kristeros Uprising. Baltimore: McHill. 447 p.

12. Ricouer P. 1967. The Simbolysm of Evil. New York: Harper and Row. 339 p.

13. Rogers M. 1998. French Revolution and religious issues. Saint-Louis: Delgado Books. 512 p.

14. Shrusbery G. 2012. The ethernal Religion: A Scientifical Approach. London: University Press. 644 p.

15. Vasquez S. 2012. A Struggle for conscience: Spanish Catholicism during pre-revolutionary era. Missouri: Jackson&son. 400 p.

16. Waal F. de. 2009. The Age of Empathy: Natures Lesson for a Kinder Society. New York: Harmony House. 320 p.

17. Williams D. 2007. Violence and Religion: A Study in modern Sociology. Vancouver: Hillside. 512 p.

18. Белла Р. 2019. Религия в человеческой эволюции. Москва: ББИ. 743 с.

19. Каливас С. 2019. Логика насилия в гражданской войне. Москва: Пятый Рим. 784 с.

20. Мягкова Е.М. 2006. Необъяснимая Вандея: сельский мир на западе Франции в XVII–XVIII веках. Москва: Academia. 288 c.

21. Ревуненков В.Г. 2003. История Французской революции. Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС. 776 с.

22. Платошкин Н.Н. 2011. История Мексиканской революции (в 3 томах). Москва: Русский Фонд содействия Образованию и Науке. 432 с.

23. Пряжникова О.Н. 2015. Религиозный фактор и социально-экономическое развитие. Экономические и социальные проблемы России. № 1. С. 8-29.

24. Тейлор Ч. 2017. Секулярный век. Москва: ББИ. 955 с.

25. Узланер Д. 2019. Конец религии? История теории секуляризации. Москва: Издательский Дом ВШЭ. 240 с.

26. Шубин А.В. 2012. Великая Испанская революция. Москва: Либроком. 640 с.


Для цитирования:


Луценко А.В. Роль религиозного фактора в образовании традиционалистских идеологий, противостоящих насильственной модернизации. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):33-42. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-33-42

For citation:


Lutsenko A.V. The role of religious factor in the formation of traditionalist ideologies opposing violent modernization. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-33-42

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)