Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

От обращения к трансгрессии: проблемы современного дискурса религиозных переходов

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-43-52

Полный текст:

Аннотация

Проблема формирования религиозной картины мира, непосредственно связанная с процессами трансформации идентичности — одна из актуальных задач как для представителей мировых конфессий, так и для учёных и исследователей, занимающихся изучением динамических изменений современного общества. Под влиянием моды на синкретизм новоявленные религиозные практики начинают размывать веками формировавшиеся границы мировых конфессий, подменяя тайну обращения актом неконтролируемой религиозной трансгрессии, что особенно характерно для верующих, не испытывающих особой тяги к цельной системе догм. В современном научном дискурсе употребление термина «трансгрессия» достаточно распространено, поскольку используется представителями разных наук для фиксации феномена перехода непроходимой границы между возможным и невозможным, приводя в некоторых случаях к прорыву за установленные пределы и выходу за границыповседневной обыденности и общепринятых норм. Подобные процессы деструктивно влияют на исторически сложившийся баланс между религией и обществом.

В статье авторы исследуют феномен обращения, понятийно представленный не только как «духовный переворот» или «возрождение», но и как постепенное и спокойное возрастание религиозности. Отдельное внимание уделяется ещё одному варианту обращения акту религиозной трансгрессии — связанному с переходом в другую веру, что делает необходимым изучение запретов и рекомендаций, призванны создать предел непроходимости на границах мировых конфессий. На основе сравнительного анализа целого ряда правил и предписаний, принятых в иудаизме, исламе и христианстве с целью регламентации поведения верующих, необходимо также проанализировать влияние социума на формирование религиозной картины мира индивида.

Об авторах

Е. В. Хлыщева
Астраханский государственный университет
Россия

Елена Владиславовна Хлыщева — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии Факультета социальных коммуникаций

414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а



В. С. Дрягалов
Астраханский государственный университет
Россия

Вячеслав Сергеевич Дрягалов — научный сотрудник лаборатории по исследованию социально-политической и культурной динамики региона Нижнего Поволжья и Прикаспия, магистрант 1-го года обучения

414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а



Список литературы

1. Argyle М., Beit-Hallahmi В. 1975. The social psychology of religion. London; Boston: Routledge & K. Paul. 246 p.

2. Clark W.H. 2012. The Psychology of Religion: An Introduction to Religious Experience and Behavior. New York:Publisher: Literary Licensing, LLC. 500 p.

3. O’Doherty E. 1978. Religion and psychology. New York: Alba House. 157 р.

4. Riezler K. 1999. Mutable and Immutable. Chicago: Contemporary Books. 238 p.

5. Readings in the Psychology of Religion. 1959. Orlo Strunk (Ed.). New York: Abingdon Press. 288 p.

6. Strickland M.P. 1924. Psychology of religious experience. New York: Abingdon Press. 320 р.

7. Taussig M. 2008. Transgression. Taylor M.C. (Ed.) Critical Terms for Religious Studies. Chicago: University of Chicago Press. Р. 349-364.

8. Thouless R.H. 1971. An Introduction to the Psychology of Religion. Cambridge: Cambridge University Press. 152 p.

9. Батай Ж. 1997. Внутренний опыт. Санкт-Петербург: Аксиома Мифрил. 336 с.

10. Батай Ж. 2007. История эротизма. Москва: Издательство «Логос», «Европейские издания». 200 с.

11. Батай Ж. 2000. Теория религии. Литература и Зло. Минск: Современный литератор. 352 с.

12. Бланшо М. 1994. Опыт-предел. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. Санкт-Петербург: Мифрил. C. 63-78.

13. Гуревич А.Я. 1969. Время как проблема культуры. Вопросы философии. № 3. С. 105-116.

14. Джеймс У. 2019. Многообразие религиозного опыта. Москва: Академический проект. 415 с.

15. Делёз Ж. 2010. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; Москва: Астрел, 895 с.

16. Дрягалов В.С. 2015. Влияние постмодерна на развитие религиозной трансгрессии. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 4 (45). С. 309-311.

17. Дьяков М. 2008. Мишель Фуко: о «смерти человека», о свободе и о «конце философии». Вестник истории и философии КГУ. Серия «Философия». № 2. С. 45-53.

18. Жидков В.С., Соколов К.Б. 2003. Искусство и картина мира. Санкт-Петербург: Алетейя. 463 с.

19. Оришев А.Б. 2015. Запреты в исламе. Международный журнал экспериментального образования. № 3. С. 384.

20. Фромм Э. 1990. Иметь или быть. Москва: Издательство ACТ. 384 с.

21. Фуко М. 2010. История безумия в классическую эпоху. Москва: АСТ: АСТ Москва. 698 с.

22. Фуко М. 1994. О трансгрессии. Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. Санкт-Петербург: Мифрил. 346 с.

23. Хайдеггер М. 1993. Время картины мира. Время и бытие. Москва: Издательство «Республика». C. 43-61.

24. Якушенкова О.С. 2015. Религиозная трансгрессия в условиях гетеротопии. Научный журнал КубГАУ. 113 (9). С. 1-11.


Для цитирования:


Хлыщева Е.В., Дрягалов В.С. От обращения к трансгрессии: проблемы современного дискурса религиозных переходов. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):43-52. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-43-52

For citation:


Khlyshcheva E.V., Dryagalov V.S. From appeal to transgression: problems of modern discourse of religious Transitions. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):43-52. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-43-52

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)