Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Значение ораторства в традиционном абхазском обществе

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-96-104

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрение роли ораторства как социокультурного феномена, неотъемлемого элемента бытия народа, имеет исключительно важное значение для осмысления мировидения абхазов, традиционной культуры и отношения к действительности. Предметом исследования является ораторское искусство в традиционном абхазском обществе. Объектом исследования являются отдельные функции ораторства, рассматриваемые на общенациональном и индивидуальном уровнях. Актуальность исследования продиктована недостаточной изученностью отдельных функций и жанровых модификаций ораторства у абхазов. Целью исследования является анализ специфических функций ораторства в традиционном абхазском обществе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: классифицировать основные функции, реализуемые за счёт высокого ораторского мастерства; рассмотреть жанровые модификации ораторства, направленные на гармонизацию отношений в обществе; определить роль и значение оратора в традиционном абхазском обществе. На основании проведенного исследования автор статьи приходит к выводу, что в традиционном абхазском обществе ораторство выполняло ряд общественно значимых мировоззренческих функций, а именно оно упорядочивало межкультурные взаимодействия, координировало решение политических и общественно значимых вопросов, являлось ценностно-регулирующим механизмом. На индивидуальном уровне, овладевая искусством говорить перед народом, абхазы реализовывали социальные потребности, а именно потребность в коммуникации, социализации и творческой деятельности. Дальнейший анализ особенностей ораторства важен для воссоздания целостного «портрета» абхазского этноса, понимания характера, интенций и склада мышления представителей абхазского народа.

Об авторе

Л. А. Агрба
Абхазский Государственный Университет
Абхазия

Агрба Лана Алексеевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры английского и немецкого языков

384900, Сухум, ул. Университетская, 1



Список литературы

1. Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX - нач. XX в.). Книга II. 2008. Сост. Агуажба Р.Х., Ачугба Т.А. Сухум: Академия наук Абхазии, АИГИ им. Д.И. Гулиа. 732 с.

2. Айба М.В. 2014. Апсуара, апсуа кьабз, этническая идентичность. Апсуара: Материалы и исследования. Сухум: АбИГИ. 247 с.

3. Альбов Н.М. 1900. В заброшенных углах Кавказа. (Воспоминания о путешествии по Кавказу в 1894 г.). Пер. Гинкулов Ф.К. Землеведение. Т. 4. кн. 1. С. 17-38.

4. Бигуаа В.А. 2003. Абхазский исторический роман. История. Типология. Поэтика. Москва: ИМЛИ РАН. 600 с.

5. Гачев Г.Д. 2019. Германский образ мира. Германия в сравнении с Россией. Москва: Академический проект. 855 с.

6. Гожба Р. 1998. К изучению обычного права и ораторского искусства у абхазов. Мосты: Cб. науч. статей. Вып. 1. Сухум: Изд-во «Алашара». С. 51-67.

7. Гулия Д.И. 1986. Собр. соч. в 6-ти тт. Том 4. Сухуми: Изд-во «Алашара». 325 с.

8. Инал-ипа Ш.Д. 1973. Традиции и современность. Сухуми: Алашара. 95 с.

9. Инал-ипа Ш.Д. 1984. Очерки об абхазском этикете. Сухуми: Алашара. 1984. 190 с

10. Калимова Г., Чирикба В. 1998. Фрагменты речевого этикета абхазов. Мосты: Cб. науч. статей. Вып. 1. Сухум. Изд-во «Алашара». С. 138-153.

11. Квициния М.З. 2016. Архаические словесные формы рефлексирования абхазов. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 2. С. 27-33.

12. Куправа А.Э. 2014. Вопросы традиционной культуры абхазов. Апсуара: Материалы и исследования. Сухум: АбИГИ. 247 с.

13. Марр Н.Я. 1938. О языке и истории абхазов. Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР. 439 с.

14. Маслова В.А. 2010. Культурный символ и его роль в создании национальных ценностей. Язык. Ментальность. Культура. Т. 1. С. 65-67.

15. Мачавариани К.Д. 1884. Некоторые черты из жизни абхазцев. Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 4. Тифлис. С. 40-76.

16. Мачавариани К.Д. 1913. Описательный путеводитель по городу Сухуму и Сухумскому округу. Сухум: Издательница Н. Д. Гогиджанова. 359 с.

17. Ортега-и-Гассет Х. 1991. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник. Пер. с исп. Москва: Радуга. 639 с.

18. Тишков В.А., Чешко С.В. 2007. Предисловие. Абхазы. Москва: Наука. С. 5-6.

19. Унарокова Р.Б. 1998. Формы общения адыгов. Майкоп: Меоты. 127 с.

20. Хан-Гирей. 1978. Записки о Черкессии. Нальчик: Эльбрус. 333 с.

21. Чурсин Г.Ф. 1957. Материалы по этнографии Абхазии. Сухум.: Абхазское государственное издательство. 265 с.


Для цитирования:


Агрба Л.А. Значение ораторства в традиционном абхазском обществе. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):96-104. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-96-104

For citation:


Agrba L.A. Public speaking skills in the traditional abkhaz society. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):96-104. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-96-104

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)