Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Специфика репрезентации военного прошлого в российском коммеморативном и ревизионистском кинематографе XXI века

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-155-169

Полный текст:

Аннотация

Основываясь на теоретических исследованиях феномена культурной памяти (М. Хальбвакс, Ф. Р. Анкерсмит, Я. Зерубавель), имеет смысл обратиться к анализу сущности и механизмов коммеморации военной тематики в современном российском кинематографе. Актуальность исследования обусловлена широким общественным интересом к отечественному военному кинематографу, его социальной значимостью и возрастающим количеством коммеморативных практик (к числу которых относятся и кинематографические произведения) в честь юбилейных дат победы в Великой Отечественной войне. Эмпирическая база исследования основывается на анализе широкого российского кинопроката и отечественной кинофестивальной отрасли 2000-2019 гг.

Работая с феноменом прошлого, военный кинематограф неизбежно создает его экранную интерпретацию, которая вследствие широкого тиражирования становится актом политики памяти, направленной на формирование и поддержание социальной идентичности. Целью исследования является выявление аксиологической составляющей российского военного кинематографа XXI века посредством анализа ценностных программ киногероев. Прослеживая сущность и логику формирования советского политического «мифа о войне» в кинематографе, можно сделать вывод, что данная парадигма репрезентации военного прошлого до сих пор наличествует на экране, принимая форму коммеморативного кино. Аксиологическую оппозицию этому направлению составляет сегмент ревизионистского кино, которое не воспроизводит советский миф, а переосмысливает и проблематизирует события военного прошлого. Посредством анализа ревизионистских фильмов выявляются новые варианты репрезентации травмирующего военного опыта на экране, что позволяет сделать вывод об аксиологической составляющей коммеморативного и ревизионистского кинематографа.

Об авторе

А. П. Петрова
Челябинский государственный институт культуры
Россия

Петрова Александра Петровна — аспирант, преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а



Список литературы

1. Gill G. 2011. Symbols and Legitimacy in Soviet Politics. Cambridge: Cambridge University Press. 364 p.

2. Heisler M.O. 2008. The political currency of the past: History, memory, and identity. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 617. № 1. P. 14-24.

3. Kattago S. 2009. Agreeing to disagree on the legacies of recent history. Memory, pluralism and Europe after 1989. European Journal of Social Theory. Vol. 12. № 3. P. 375-395.

4. Анкерсмит Ф.Р. 2007. Возвышенный исторический опыт. Москва: Издательство «Европа». 608 с.

5. Анкерсмит Ф.Р. 2009. История и тропология: взлет и падение метафоры. Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаев. Москва: Канон+. 400 с.

6. Дубин Б. 2004. «Кровавая» война и «великая» победа. Отечественные записки. № 5. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/5/krovavaya-voynai-velikaya-pobeda (дата обращения: 13.04.2020).

7. Зерубавель Я. 2011. Динамика коллективной памяти. Империя и нация в зеркале исторической памяти. Москва: Новое издательство. С. 10-30.

8. Зубанова Л.Б. 2019. «Медиумы памяти» в элитарно-гуманитарном типе медиадискурса. Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей. Под ред. М.В. Загидуллиной, С.И. Симаковой. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та. С. 162-170.

9. Изволов Н.А. 2006. Война, эпос, история и политика. Война на экране. Москва: Материк. С. 67-72.

10. Копосов Н.Е. 2011. Память строгого режима. История и политика в России. Москва: Новое литературное обозрение. 316 с.

11. Людтке А. 2010. История повседневности в Германии: Новые подходы к изучению труда, войны и власти. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 271 с.

12. Лямзин А.В. 2019. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности. История и современное мировоззрение. № 1. Москва: Издательский дом «Юр-ВАК». С. 73-80.

13. Малинова О.Ю. 2015. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. Москва: Политическая энциклопедия. 207 с.

14. Нора П. 1999. Между памятью и историей. Франция-память. Санкт-Петербург: Изд-во СпбГУ. С. 17-55.

15. Талавер А. 2013. Память о Великой Отечественной войне в постсоветском кинематографе. Этапы осмысления прошлого (от 1990-х к 2000-м): препринт WP20/2013/06 / А. Талавер; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики. 56 с. (Серия WP20 «Философия и исследования культуры»). 10 экз.

16. Фомин В.И. 2006. Цена кадра: каждый второй — ранен. Каждый четвертый — убит... Война на экране. Москва: Материк. С. 17-46.

17. Хальбвакс М. 2007. Социальные рамки памяти. Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. Москва: Новое издательство. 348 с.


Для цитирования:


Петрова А.П. Специфика репрезентации военного прошлого в российском коммеморативном и ревизионистском кинематографе XXI века. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(2):155-169. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-155-169

For citation:


Petrova A.P. Specificity of representation of the military past in the russian commorative and revisionist cinema of the XXI century. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(2):155-169. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-155-169

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)