Тенденции трансформации культурной идентичности гаудия вайшнавов в России (1990-е — 2018 гг.)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-120-127
Аннотация
Российское общество сознания Кришны (РОСК) постоянно акцентирует своё стремление занять особое место в конфессиональной жизни страны. В частности, за период 1990 — 2010 гг. данное религиозное сообщество планомерно наращивало объёмы религиозного образования и миссионерства. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о путях трансформации мировоззренческих установок гаудия вайшнавов в России, а также о степени устойчивости этих установок в современной культурной среде. Актуализируют данное исследование и разногласия среди исследователей-религиоведов относительно того, насколько успешно в сознании верующих интегрируются «новые» ценности. В результате проведённого исследования выявлена специфика осмысления и реализации российскими кришнаитами своей идентичности. А именно, путём анализа нарративов бывших членов Общества, полученных в результате заочного анкетирования, проведённого в 2018 г., установлено: несмотря на длительное пребывание в рядах гаудия вайшнавов, принятие на себя строгих религиозных обетов и активное вовлечение в культовую и некультовую деятельность, после разрыва связей с организацией лишь небольшой процент адептов сохраняет веру в Кришну. Обнаружено, что при потере контакта с религиозным сообществом у большинства респондентов влияние приобретённых установок сначала ослабевает, а позже прекращается. В сознании начинают доминировать либо новые ценности, либо ориентиры, полученные в детстве. Таким образом, для взрослого вайшнава, живущего в России, полное отождествление культурной и религиозной идентичности как минимум труднодостижимо.
Об авторе
Т. В. ЯснаяРоссия
Ясная Татьяна Валерьевна — аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета
119991, Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4
Список литературы
1. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. 2016. Бхагавад-гита как она есть. Москва: The Bhaktivedanta Book Trust. 816 с.
2. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. 2013. В поисках просветления. Москва: The Bhaktivedanta Book Trust. 336 с.
3. Глаголев В.С. 2018. Объективные предпосылки взаимодействия культур в современном мире. Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачёвские научные чтения. Санкт-Петербург: СПбГУП. С. 397-398.
4. Горин А.А. 2018. Разрушение этнокультурной идентичности как основополагающий этап вовлечения человека в систему нетрадиционных религиозных вероучений. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Том 19. Вып. 2. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА. C. 189-196.
5. Гурко А.В. 2006. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. Минск: Изд-во МИУ. 274 с.
6. Кнорре Б.К. 2009. Индуизм: от глобалистской адаптации — к альтернативному глобалистскому проекту. Религия и глобализация на просторах Евразии. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Центр Карнеги. С. 256-295.
7. Мукатаева А.А. 2010. Религиозная идентичность в культурной идентичности личности. Педагогическое образование и наука. № 5. С. 234-243.
8. Соколовская И.Э. 2013. Религиозная идентичность в структуре личности и её связь с процессами социально-психологической адаптации. Мир науки, культуры и образования. № 5 (42). С. 220-222.
9. Тимощук А.С. 2018. Вайшнавизм: стратегии конструирования и концептуализации. Народы и религии Eвразии. № 1 (14). С. 72-80.
10. Элбакян Е.С. 2016. От миссии — к миссионерству. Религиоведение. № 3. С. 77-90.
11. Ясин М.Н. 2017. Внутренняя религиозная мотивация у вайшнавов. Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 17 (1). С. 100-103.
Рецензия
Для цитирования:
Ясная Т.В. Тенденции трансформации культурной идентичности гаудия вайшнавов в России (1990-е — 2018 гг.). Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):120-127. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-120-127
For citation:
Yasnaya T.V. Cultural Identity Transformation of Gaudiya Vaishnavas in Russia. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):120-127. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-120-127