Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Традиции преподавания и логика модернизации университетского образования в Сербии: историко-культурный очерк

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-187-197

Аннотация

Процессы модернизации образования затронули сегодня подавляющее число стран. Одно из важных направлений подобной модернизации касается университетского образования. Особенный интерес для изучения в историко- культурном и философском ключе представляет сегодня реформирование его национальных моделей, генетически связанных с немецкой ветвью общеевропейской традиции. За последние десятилетия эти модели претерпели заметные изменения, пройдя адаптацию к новым условиям преподавания и тем социальным запросам, которые диктует новое отношение к знанию. В числе актуальных задач, стоящих перед исследователем, входит изучение того, имеет ли место на фоне текущих изменений сохранение преемственности культурных традиций. Возникнув на основе немецкой модели университета, первый на территории Сербии университет Белграда вобрал в себя традиции уважения к науке и образованию. При этом его развитие зависело от изменения культурной и политической ситуации. Одним из ярких моментов такого рода была смена политического вектора после каждой из мировых войн. Большое значение имели также события 1968 г. В числе старейших факультетов университета особое место всегда занимал философский факультет, объединявший направления «классики» (выделившейся затем в отдельное направление филологических исследований) и позитивного знания (история, психология, социология и др.). Современное преподавание таких дисциплин, как история философии, эстетика, логика и др. убедительно показывает преемственность традиций в сочетании с инновациями, без которых не развивается ни одна система образования. Культурологический анализ целеполагания и изменений в этой сфере позволяет сделать вывод, что курс на поддержание взаимно дополнительных отношений между традициями и инновациями отвечает национальным интересам Сербии как европейской страны, с её богатой историей и открытостью к межкультурной коммуникации на благо мира.

Об авторе

С. Терзич
Сербская академия наук и искусств; Исторический институт Белграда
Чехословакия

Терзич Славенко — доктор исторических наук, член-корреспондент; профессор, главный научный сотрудник

11000, Београд, Србија, Кнез Михаилова, 36/II



Список литературы

1. Колосков Е.А. 2018. Косовский миф в сербском политическом дискурсе (1986–1991). Славянский мир: общность и многообразие. № 1. С. 124-128.

2. Колосков Е.А. 2016. Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции. Петербургские славянские и балканские исследования. № 2. С. 152-168.

3. Миронов В.В. 2019. «Мой оптимизм — сдержанный»: о философии, образовании и человеке в современной российской культуре. Концепт: философия, религия, культура. № 2. С. 9-26. DOI: https://doi. org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-9-26.

4. Суворова В.А., Бронников И.А. 2019. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации. Управление. 7 (4). С. 131-139. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139

5. Терзич С. 2015. Старая Сербия (XIX-XX вв.). Драма одной европейской цивилизации. Москва: Вече. 480 с.

6. Фридман М.Ф. 2016. Роль и место современного университета в формировании новой культурно-исторической парадигмы развития человеческой цивилизации. Культурное наследие России. № 2. С. 4-11.

7. Цибизова И.М. 2015. 2015.02.033. Жунич С. Сказуемое и сущее: история понятийной логики у сербов. Жуњић С. Прирок и суштаство: историjа поjмовне логике код срба. Београд: Службенигласник, 2013. Део 4: Суштаство у српской филозофиjи. 245 c. (библ. д-во и наука. Филозофиjа). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. № 2. C. 173-185.

8. Щелкунов М.Д. 2018. Чем рискует классический университет в современном обществе. Философские науки. № 2. С. 83-92. DOI: https://repository.kpfu.ru/?p_id=169331.


Рецензия

Для цитирования:


Терзич С. Традиции преподавания и логика модернизации университетского образования в Сербии: историко-культурный очерк. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(3):187-197. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-187-197

For citation:


Terzič S.V. Taching Traditions and the Logic of University Education Modernization in Serbia: a Historical and Cultural Essay. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(3):187-197. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-187-197

Просмотров: 416


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)