Поэзия и её читатель в цифровую эпоху
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-157-168
Аннотация
Как в российской, так и в зарубежной научной литературе вопросу продвижения поэтического творчества выделено относительно незначительное место. Как правило, поэтический PR освещается здесь исключительно в контексте более широких или смежных областей, таких как PR и маркетинг в сфере искусства или издательское дело, при этом специфика поэзии как вида искусства часто не принимается во внимание. Имеющимся данным не хватает системности; наблюдается нехватка всеобъемлю- щих и актуальных исследований по тему PR в поэтической среде. Подавляющая часть материалов о продвижении поэтов относится к научно-популярной литературе и публицистике, тогда как научный подход встречается относительно редко. Цель исследования — оценить характер влияния новых технологий на сферу PR применительно к поэтическому творчеству. Проведённое исследование показало, что поэтический контент активно интегрируется с мультимедийным форматом; поэзия осваивает новые площадки и методы своего продвижения. Вопреки пессимистичным прогнозам, в эпоху гаджетов и растущего доминирования цифровых технологий поэзия не уходит в прошлое, а, напротив, обретает новый смысл и значение как в системе видов творчества, так и в контексте духовных потребностей человека. Цифровой формат, являясь связующим элементом между традиционной поэзией и смежными видами искусства (живописью, видео и фотографией, музыкой) и блогосферой, даёт второе дыхание литературному направлению весьма, консервативному и старомодному в глазах одних, и «подлинному искусству» — в глазах других. Наблюдается сближение поэтического творчествах с темами и идеями, волнующими новые поколения, привлечение в поэзию молодёжи, популяризация поэзии среди молодого населения. Появляются новые методы монетизации поэзии, что позитивно сказывается на привлекательности поэтической карьеры.
Ключевые слова
Об авторах
Е. П. СмольскаяРоссия
Смольская Елена Павловна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры медиаполитики и связей с общественностью
А. С. Бартенева
Россия
Бартенева Анна Сергеевна — магистр рекламы и связей с общественностью, независимый исследователь, поэтесса
Список литературы
1. Kovalik K. #poetryisnotdead: understanding Instagram poetry within a transliteracies framework / K. Kovalik, J.S. Curwood // Literacy. — 2019. — Vol. 53, No 4. — Pp. 185-195. — DOI: 10.1111/lit.12186.
2. Бартош Ю.В. Новая сетевая поэзия как пространство языковой игры // Вестник Российского госу- дарственного университета дружбы народов. Серия Вопросы образования языки и специальность. — 2018. — Т. 15, No 1. — С. 110–117. — DOI: 10.22363/2312-8011-2018-15-1-110-117.
3. Семьян Т.Ф. Видеопоэзия в формировании нового читателя / Т.Ф. Семьян, Е.А. Смышляев // Вест- ник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. — No 10. — С. 184–186.
4. Папковская Н.А. Феномен популярности интернет-поэзии через исследование её читателя // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. — 2018. — No 5. С. — 138–147.
5. Samdanis M. The impact of new technology on art // Art Business Today: 20 Key Topics. — London : Lund Humphries, 2016. — Pp. 164–172.
6. Paul C. Digital art. — London : Thames & Hudson, 2008. — 224 p.
7. Penn J. Successful Self-Publishing: How to Self-publish and Market Your Book. — Bath : Curl Up Press, 2015. — 120 p.
8. Alexander J. Self-Published Millionaire: The Step-by-Step Guide to Writing Publishing and Marketing Your First Book / J. Alexander, T. Pettingale — Stockport : www.self-published.co.uk, 2018. — 208 p.
9. Craig A. Between art and money: The social space of public readings in contemporary poetry economies and careers / A. Craig, S. Dubois // Poetics. — 2010. — Vol. 38, No 5. — Pp. 441–460. — DOI: 10.1016/j. poetic.2010.07.003.
10. Алешка Т.В. Поэзия онлайн: поэт и субъект. // Уральский филологический вестник. Серия Русская литература XX-XXI веков направления и течения. — 2017. — No 3. — C. 112–123.
11. Загидуллина М.В. Жизнь поэзии в информационном пространстве как диалог: от УПШ 1.0 к УПД 3.0. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — No 23. — C. 139–145.
12. Kac E. Media Poetry: An International Anthology. — Bristol : Intellect Books, 2007. — 288 p.
13. Иванченко Г.В. Поэзия как междисциплинарный феномен: на перекрестке языка, культуры и личности / Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьев // Поэзия: опыт междисциплинарного анализа. — Москва : Смысл, 2015. — C. 9–29.
14. Смольская Е.П. КСО как нематериальный актив бренда // Российская пиарология-7: тренды и драйверы. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. — C. 49–52.
15. Melo e Castro E.M. Videopoetry // Mediapoetry: An International Antology. — Bristol : Intellect Books, 2007. — Pp. 175–184.
16. Смольская Е.П. Содержание коммуникации // Международные коммуникации. — 2017. — No 2. — URL: http://intcom-mgimo.ru/2017-02/communication-content (дата обращения: 19.06.2020).
17. Королева А.А. Современные трансформации социокультурной идентичности в России // Государ- ственная идеология и современная Россия: материалы Всероссийской научно-общественной конфе- ренции. — Москва : Центр научной политической мысли и идеологии, 2014. — C. 648–658.
18. Is less readable liked better? The case of font readability in poetry appreciation / X. Gao, J. Dera, A.D. Nijhof, R.M. Willems// PLoS One. — 2019. — Vol.14, No 12. — e0225757. — DOI: 10.1371/journal. pone.0225757.
19. Bugeja M.J. Why We Stop Reading Poetry // The English Journal. — 1992. — Vol. 81, No 3. — Pp. 32-42. — DOI: 10.2307/820193.
Рецензия
Для цитирования:
Смольская Е.П., Бартенева А.С. Поэзия и её читатель в цифровую эпоху. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):157-168. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-157-168
For citation:
Smolskaya E.P., Barteneva A.S. Poetry and its Audience in the Digital Age. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):157-168. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-157-168