Перформативность в политическом театре Эстонии 2010-х гг.
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-138-153
Аннотация
В статье анализируется, как перформативность становится основным инструментом политической инклюзии в эстонском театре 2010-х гг. Политический театр в Эстонии 2010-х гг. главным образом представлен «Театром NO99» (2005-2019), выпустившим ряд экспериментальных проектов, предполагавших вовлечение зрителей в постановку на правах участников политического процесса. Спектакль «Таллин — наш город» (2010) представлял собой экскурсию по столице с рассказом о коррупционных схемах операций мэрии с недвижимостью. Фиктивное политическое движение «Единая Эстония», просуществовавшее 44 дня вплоть до финального перформанса «Съезд партии “Единая Эстония”» (2010), было создано за год до парламентских выборов. Копируя приемы недобросовестной агитации существующих партий, оно предсказало подъём популистских настроений в 2010-х гг. Документальная постановка «Собрание руководства Партии реформ» (2012) стала примером перформативной петли ответной реакции: член правящей партии раскрыл подозрительную схему финансирования, указав, что сподвигла его на это кампания «Единой Эстонии», а уже по мотивам реального расследования был поставлен новый спектакль. Мюзикл «Сависаар» (2015), выпущенный во время парламентских выборов, предугадывал падение председателя Центристской партии Эдгара Сависаара, слишком долго удерживавшего власть. Такие спектакли, как «Со второго взгляда» (2016) и «Я скорее станцую с тобой» (2016), собирали в залах эстоно- и русскоязычных зрителей, чтобы поговорить о накопившихся в обществе проблемах. Спектакль «Будет/Не будет: Эстония через 100 лет» (2018), поставленный на материале опросов детей, предлагает варианты развития страны в будущем, подчёркивая с помощью интерактивного голосования, что право выбора остаётся за самими зрителями. Обмен ролями, использование пространства за пределами театра и размытие границы между реальностью и искусством были главными инструментами перформативной эстетики в политическом театре Эстонии.
Об авторе
А. В. ВолодинаРоссия
Анастасия Всеволодовна Володина — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры языков стран Северной Европы и Балтии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Болдырева Т. Русский политический театр и политическая драма в зеркале историко-литературных и театроведческих работ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета — 2016. — № 1. — С. 72-77.
2. Болдырева Т.В. Политический театр как форма коммуникативного действия в современной Российской действительности // Новейшая драма рубежа XX – XXI веков: проблема действия. — Самара: Самарский государственный университет, 2014. — С. 46–55.
3. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 215 с.
4. Володина А.В. Русский язык в современном эстонском театре // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. — Москва: МГИМО-Университет, 2018. — С. 49–63.
5. Володина А.В. Русско-эстонские отношения в современном театре Эстонии // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2019. — № 3. — С. 53–70. https://doi.org/10.35852/2588-0144-2019-3-53-70
6. Гирц Н. Интерпретация культур. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 557 с.
7. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. — Москва: ABCdesign, 2013. — 312 с.
8. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. — Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. — 126 c.
9. Тух Б. Альтернатива №99, 2007–2014 // Роман с театром-2: XXI век. — Таллин: Aleksandra, 2019. С.16–29.
10. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. — Москва: Канон-Плюс, 2015. — 375 с.
11. Bishop C. Artificial hells: participatory art and the politics of spectatorship. — London: Verso, 2011. 320 p.
12. Pesti M. Eesti teatri 100 aastat. — Tallinn: Post Factum, 2018. — 205 p.
13. Pesti M. Theatre NO99’s Savisaar: An Estonian Political Musical for the Twenty-First Century // World Political Theatre and Performance. — Leiden; Boston: BRILL, 2020. — Pp. 164–180. https://doi.org/10.1163/9789004430990_013
14. Römer С. Teater NO99: crossing the line // Not just a mirror. Looking for the political theatre today: Performing Urgency #1. — Berlin: Aleksander Verlag, 2015. — Pp. 171–175.
Рецензия
Для цитирования:
Володина А.В. Перформативность в политическом театре Эстонии 2010-х гг. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(1):138-153. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-138-153
For citation:
Volodina A.V. Performativity in Estonian Political Theatre of the 2010s. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(1):138-153. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-138-153