Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ВРЕМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ (1936 - 1939)

Аннотация

В статье рассмотрены политические плакаты республиканцев и франкистов, распространяемые во время Гражданской войны в Испании (1936 - 1939 гг.). Произведён компаративный анализ процесса создания и распространения визуальной пропаганды у обеих сторон конфликта. Показано, что у франкистов присутствовала единая идеологическая линия, в то время как у республиканцев наблюдался диссонанс в пропагандистской деятельности. С точки зрения концептуальной, в политических плакатах заложен идеологический подтекст, а сочетание вербальной и визуальной информации оказывает мобилизационное влияние на зрителя при условии, что он понимает данную знаковую систему. В статье отмечается, что в периоды острых социальных катаклизмов активизируется социальное мифотворчество, а политические плакаты отражают концепты справедливости, заговора, национальных ценностей, самопожертвования, обращаются к известным произведениям искусства и литературы. Во время гражданской войны в Испании политические плакаты обеих сторон как выражали собственную идеологию, так и изображали идеологического врага и иностранную интервенцию. Гражданская война в Испании сопровождалась пропагандистским противостоянием не только внутри страны, но и находила своё отражение в Европе, формируя здесь накануне Второй мировой войны образы идеологических врагов - фашизма и коммунизма. В Испании республиканские плакаты были ярче, разнообразней и обладали большим мобилизационным эффектом, чем франкистские.Но отсутствие у республиканцев единой идеологической линии и модернистские эксперименты не всегда были понятными населению. Большинству плакатов как республиканцев, так и франкистов был свойственен универсализм символов и экспрессия в мобилизационном воздействии. Эмоциональные и эстетические преимущества республиканской пропаганды не гарантировали им победы. Изучение политических плакатов времён Гражданской войны подтверждает непримиримый характер борьбы мировых идеологий.

Об авторе

А. А. Королёва
Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД России
Россия


Список литературы

1. Renau J. Función social del cartel, Fernando Torres editor, Valencia, 1976 http://redroja.net/index.php/cultura-critica/3741-funcion-social-del-cartel.

2. Мигей Е.В. Плакат как политическое оружие республиканцев и франкистов во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов // Новая и новейшая история. 2014. №2. С. 198-203.

3. Соловей В.Д. Революtion! Основы революционной борьбы в современную эпоху. М.: Эксмо, 2016. 320 с.

4. Brenan G. El laberinto español: Antecedentes sociales y políticos de la Guerra Civil / Trad. del inglés por J.Cano Ruiz. P.: Ruedo iberico, 1975. 301 p.

5. Gomez Escarda M. La mujer en la propaganda politica republicana de la guerra civil espanola // Barataria. 2008. №9. P. 83-101.

6. Grimau C. El cartel republicano en la Guerra Civil. Madrid: Catedra, 1979. 234 p.

7. Schwartz F. La internacionalización de la guerra civil española julio de 1936 marzo de 1937. Barcelona: Ariel, 1971. 266 р.

8. Tomas F. Guerra civil Española y cartels de propaganda: el arte y las masas // Olivar. 2006. №8. P. 64-85.


Рецензия

Для цитирования:


Королёва А.А. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ВРЕМЕН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ (1936 - 1939). Концепт: философия, религия, культура. 2017;(4):133-146.

For citation:


Koroleva A.A. VISUAL PROPAGANDA DURING SPANISH CIVIL WAR. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(4):133-146. (In Russ.)

Просмотров: 820


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)