Критика ориентализма слева и справа . Роль репрезентаций культур в их самоопределении и становлении
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-27-37
Аннотация
Ориентализм как подход, принятый в западных исследованиях (а также в исследованиях, выполненных по канонам западной науки), остаётся предметом философского разбора на протяжении последних нескольких десятилетий. Критический импульс, переданный Эдвардом Саидом научному сообществу в 1978 г., оказался достаточно мощным, чтобы создать универсальную концептуальную рамку, внутри которой возможна как ревизионистская оптика по отношению к Западу, так и сгенерированный самим Западом наступательный дискурс по отношению к странам так называемой «внутренней колонизации». При раскладывании ориентализма на составляющие, — например, посредством герменевтического анализа, — этот феномен оказывается одной из наиболее насущных проблем репрезентации не-западных культур в западной гуманитарной среде. C одной стороны, востоковедов и специалистов в области исследования иных культур в целом упрекают в механистичном конструктивизме по отношению к Другим, как это делает тот же Саид. C другой стороны, представители традиционалистских взглядов, среди которых идеологи «консервативной революции» (Рене Генон, Освальд Шпенглер и др.) подмечают здесь фундаментальный кризис западной науки, её эпистемологическую дисфункцию, «умножение сущностей», не приближающее понимание сути. Однако при этом из виду несправедливо упускается фактор уже оказанного влияния — иначе говоря, сложившегося и необратимо конструктивистского начала, присущего сегодня большинству не-западных культур. Ориенталистское препарирование может рассматриваться не только как форма эксплуатации, но и как акт предоставления языка самоинтерпретации, который в условиях сложившейся на Западе энергоёмкой машины производства образов оказывает весомый эффект на понимание не-западными культурами самих себя. В статье рассматривается эволюция представлений о возможности и необходимости репрезентации не-западных культур через призму восприятия авторов, которых принято относить к представителям как левого, так и правого политических и философских флангов.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. МизинРоссия
Даниил Александрович Мизин — аспирант кафедры международной журналистики
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Список литературы
1. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. — Москва: Прогресс, 1988. — 699 с.
2. Генон Р. Кризис современного мира. — Москва: Академический проект, 2019. — 265 с.
3. Говорунов А.В., Кузьменко О.П. Ориентализм и право говорить за другого // Международный журнал исследований культуры. — 2013. — No 2. — С. 26–43.
4. Ильин В.И. Истернизация русской повседневности: история и современность // Мир России. — 2019. — Т. 28, No 2. — С. 25–41. https://www.doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-2-25-41
5. Лошкарёв И.Д. Постколониализм в международных исследованиях: два лика теории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2022. — Т. 22, No 4. — С. 659–670. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-4-659-670
6. Лысенко В.Г. Ориентализм и проблема чужого: ксенологический подход // Ориентализм/оксидентализм: языки культур и языки их описания. — Москва: Совпадение, 2012. — С. 34–42.
7. Микешина Л.А. Репрезентация: частный метод или фундаментальная операция познания? // Эпистемология и философия науки. — 2007. — Т. 11, No 1. — С. 5–17. https://doi.org/10.5840/eps200711151
8. Особенности социального, эмоционального и культурного интеллекта и распознавания эмоций у представителей России и стран Азии / Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, Т.В. Чхиквадзе, Н.Л. Сунгурова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2020. — Т. 20, No 2. — С. 394–404. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-394-404
9. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. — Санкт-Петербург: Русский мир. 2006. — 636 с.
10. Сафранчук И.А., Жорнист В.М., Несмашный А.Д. Гегемония и мировой порядок: обзор концепции «сложной гегемонии» // Вестник международных организаций. — 2021. — Т. 16, No 1. — С. 172–183. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2021-01-09
11. Скрутон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: Мыслители новых левых. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. — 440 с. https://doi. org/10.17323/978-5-7598-1788-8
12. Танпынар А.Х. Покой. — Москва: Ad Marginem, 2018. — 480 c.
13. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. T. 1. Гештальт и действительность. — Москва: Мысль, 1993. — 666 с.
14. Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. — Москва: Новое литературное обозрение, 2013. — 448 с.
15. Gilley B. The case for colonialism // Third World Quarterly. — 2017. — P. 1-17. http://doi.org/10.1080/01 436597.2017.1369037
16. Hall E.T. Beyond Culture. — New York: Anchor Press., 1976. — 256 р.
17. Irwin R. For Lust of Knowing: The Orientalists and Their Enemies. — London: Penguin UK, 2007. — 416 р.
18. Kuper A. The Chosen Primate: Human Nature and Cultural Diversity. — Cambridge; London: Harvard University Press, 1994. — 269 р.
19. Sèbe B. From Post-Colonialism to Cosmopolitan Nation-Building? British and French Imperial Heroes in Twenty-First-Century Africa // Journal of Imperial and Commonwealth History. — 2014. — Vol. 42, No 5. P. 936–968. https://doi.org/10.1080/03086534.2014.959720
20. West Meets East: New Concepts and Theories / H. Barkema, X. Chen, G. George [et al.] // Academy of Management Journal. — 2015. — Vol. 58, No 2 — P. 460–479. http://dx.doi.org/10.5465/amj.2015.4021
Рецензия
Для цитирования:
Мизин Д.А. Критика ориентализма слева и справа . Роль репрезентаций культур в их самоопределении и становлении. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(1):27-37. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-27-37
For citation:
Mizin D.A. Left- and Right-Wing Criticism of Orientalism and the Role of Representations of Cultures in Their Self-Interpretation and Development. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(1):27-37. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-27-37