Религиозно-философское учение ан-Наззама в свете новооткрытых источников
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-62-73
Аннотация
В статье рассматривается религиозно-философское учение басрийского мутазилита, идеолога каламического антиатомизма Ибрахима б. Саййара ан-Наззама (ум. ок. 845). На материале двух новооткрытых трактатов — «Исследование доказательств» (Тасаффух ал-адилла) ʼАбу ал-Хусайна ал-Басри (ум. 1085) и «Толкование “Источников вопросов и ответов”» (Шарх ʻУйун ал-масаʼил) ал-Хакима ал-Джишшами (ум. 1101) — автор уточняет ряд положений доктрины средневекового арабского мыслителя, известной специалистам преимущественно по поздним доксографическим сочинениям классической эпохи. Основной части статьи предпосылается краткая библиографическая справка о недавно изданных источниках по истории мутазилитской мысли и их роли в «переоткрытии» традиционного арабо-мусульманского философского наследия. Далее приводится разработанное ан-Наззамом теоретическое обоснование тезиса об абсолютной божественной справедливости, раскрываются детали его рассуждений о бытии, публикуется новый отрывок, объясняющий наззамовскую теорию скачка. Также впервые в истории мирового востоковедения реконструируется учение ан-Наззама о познании и чувственном восприятии. Особое внимание уделено в статье физическим и антропологическим взглядам философа. Проведённый анализ источников позволяет сделать вывод о натуралистической ориентированности мысли басрийского мутазилизма, отказавшегося как от абстрактной атомистической концепции своих предшественников, так и от их «метафизической» точки зрения на человеческое существо — результате «взаимопроникновения» грубой субстанции тела и тонкой материи души. Отдельно прослеживаются связи наззамовских теорий с ранней арабо-мусульманской мыслью — перипатетической и каламической (в частности, гайланитской и наджжаритской) интеллектуальных школ арабского Халифата VII–XI вв.
Об авторе
Ф. О. НофалРоссия
Фарис Османович Нофал — магистр философии, научный сотрудник, сектор философии исламского мира
109240, Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1 (Россия)
Список литературы
1. Ал-Джишшами, Х. Толкование «Источников вопросов и ответов»: на арабском языке. — Москва: Садра, 2021. — 776 с.
2. ван Эсс Й. Богословие и общество II–III столетия по хиджре. Том I. История религиозной мысли в раннем исламе. — Москва: Садра, 2021. — 632 с.
3. Нофал Ф.О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. — Москва: Садра, 2015. — 152 с.
4. Аl-Fajjumi J. Kitab al-Amanat waʼl-Iʻtiqadat. — Leiden: E. J. Brill, 1880. — 355 s.
5. Nasr S.H. Existence (wujūd) and Quiddity (māhiyyah) in Islamic Philosophy // International Philosophical Quarterly. — 1989. —Vol. 29, No 4. — P. 409-428. https://doi.org/10.5840/ipq198929431
6. ʻАбд ал-Джаббар. Ал-Маджму ʻ фи ал-мухит би-т-таклиф. Ал-Джузʼ алʼаввал. — Бейрут: ал-Матбаʻа ал-катуликиййа, 1965. — 449 с.
7. ʼАбу Рида М. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам ва араʼу-ху ал-каламиййа ал-фалсафиййа. — Каир: Матбаʻат Лиджнат ат-таʼлиф ва ат-тарджама ва ан-нашр, 1946. — 183 с.
8. Ал-Ашʻари, ʼАбу ал-Хасан. Макалат ал-ʼисламиййин ва ихтилаф ал-мусаллин. — Висбаден: Franz Steiner, 1980. — 728 с.
9. Ал-Багдади, ʻАбдулкахир. Ал-Фарк байн ал-фирак. — Каир: Мактабат Ибн Сина, 1988. — 320 с.
10. Ал-Басри, ʼАбу ал-Хусайн. Тасаффух ал-адилла. — Висбаден: Harrassowitz, 2006. — 168 с.
11. Ал-Джишшами, ал-Хаким. Рисалат Иблис ʼила ʼихвани-хи ал-манахис. — Бейрут: Дар ал-мунтахаб ал-ʻарабийй, 1995. — 160 с.
12. Ал-Иджи, ʻУдуд ад-Дин. Китаб ал-мавакиф. Ал-Джузʼ ас-санийй. — Бейрут: Дар ал-Джабал, 1997. — 701 с
13. Ал-Фараби, ʼАбу Наср. Китаб ал-Джамʻ байн раʼйайй ал-хакимайн. — Бейрут: Дар ал-Машрик, 1986. — 128 с.
14. Ан-Нисабури, ʼАбу Рашид. Ал-Масаʼил фи ал-хилаф байн ал-басриййин ва ал-багдадиййин. — Триполи: Маʻхад ал-инмаʼ ал-ʻарабийй, 1979. — 420 с.
15. Аш-Шахрастани, ʼАбу ал-Фатх. Китаб ал-милал ва ан-нихал. — Бейрут: Дар ал-маʻрифа, 1993. — 665 с.
16. Рази, Саййид Муртада. Табсират ал-‘аввам фи ма‘рифат макалат ал-ʼанам. —Тегеран: ʼАсатир, 1313 г.х. — 295 с.
Рецензия
Для цитирования:
Нофал Ф.О. Религиозно-философское учение ан-Наззама в свете новооткрытых источников. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(1):62-73. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-62-73
For citation:
Nofal F.O. Religious and Philosophical Teachings of Al-Nazzam in the Light of Newly Discovered Sources. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(1):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-62-73