Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Хранитель бурятской идентичности: феномен Даши Намдакова

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-109-120

Аннотация

В статье рассматривается творчество известного российского скульптора и архитектора Даши Намдакова. В исследованиях, посвящённых Намдакову, неизменно отмечается, что истоки его таланта кроются в глубинах бурятского традиционного искусства. В свою очередь, корни бурятского искусства уходят вглубь веков: отдельные образы можно проследить ещё на материальных свидетельствах эпохи палеолита, — например, женских статуэток, которые были найдены А.П. Окладниковым на стоянках Прибайкалья. На маленьких скульптурках, сделанных из кости мамонта, тонко проработаны линии лица, которое окаймляют волосы в виде лучей и змей. Головные уборы и одежда в этих статуэтках украшаются звериными элементами, которые можно интерпретировать как элементы нативной архаической культуры, позднее нашедшей своё продолжение в миросозерцании шаманизма. Так древние синкретические образы, объединяющие религиозный культ, мифологию и то, что в современном понимании представляет собой искусство, древние верования и представления о мироздании, проецируются в культовые образы бурят-монголов, а затем транслируются современным автором в причудливом сплаве архаических верований и эзотерики. Своеобразие бурятского искусства накладывает оригинальный и неповторимый отпечаток на современную художественную культуру, вызывает в чувствах людей, посещающих выставки Даши Намдакова, «удивительную связь» современности и мифологической древности. Статья включает короткое интервью с мастером-ювелиром Даши Намдаковым, где он рассказывает о своём творчестве, размышляет о его истоках и делится планами на будущее.

Об авторе

Р. Э. Болотов
МГИМО МИД России
Россия

Рустам Эрдэмович Болотов — аспирант кафедры философии

 119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)



Список литературы

1. Балъжурова А.Ж. «Странное пространство» в искусстве Даши Намдакова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — No 14–1. — С. 154–158.

2. Банаева В.А. Кузнечные культы в религиозно-мифологических представлениях бурят // Вестник Бурятского государственного университета. — 2008. — No 10. — С. 268–273.

3. Земляная Т.Н. Особенности пластического языка Даши Намдакова // Наука и современ- ность. —2015. — No 37–1. — С. 64–67.

4. Комарова Н.П. Особенности ювелирного искусства Даши Намдакова // Изобразительное искус- ство Урала, Сибири и Дальнего Востока. — 2021.— No 1.— С. 48–55

5. Кубанова Т.А. Истоки и художественные особенности скульптурных произведений Даши Намда- кова (2000-е гг.) // Общество: философия, история, культура. — 2022. — No 5. — С. 198–201. https://doi. org/10.24158/fik.2022.5.29

6. Миненко Л.В., Усольцев В.А. Художественный металл Западной Сибири: история и современность // Кооперация науки и общества — путь к модернизации и инновационному развитию. — Стерлита- мак: Агентство международных исследований, 2020. — С. 214–221.

7. Никульская А.Б. Анималистические мотивы в ювелирном искусстве Даши Намдакова // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. — 2017. — No 3. —С. 91–95.

8. Носачев П.Г. Эзотерика: Основные моменты истории термина // Вестник Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. — 2011. — No 2. — С. 49-60.

9. Павлинская Л.Р. Буряты. Очерки этнической истории (ХVII–ХIХ вв.). — Санкт-Петербург: Европей- ский дом, 2008. — 256 с.

10. Ткачева М.Л. Творчество Даши Намдакова в контексте процессов современной художественной культуры // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, No 1. — С. 150–158. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2018.28(1).150–158


Рецензия

Для цитирования:


Болотов Р.Э. Хранитель бурятской идентичности: феномен Даши Намдакова. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(1):109-120. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-109-120

For citation:


Bolotov R.E. Keeper of Buryat Identity: The Phenomenon of Dashi Namdakov. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(1):109-120. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-109-120

Просмотров: 459


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)