Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ОТКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В.: ПЕРЕСМОТР СТИЛИСТИЧЕСКИХ ДЕМАРКАЦИЙ

Аннотация

Цель статьи - проанализировать в философском и культурологическом аспектах соотношение различных смысловых пластов в феномене русской иконы. На основе анализа работ искусствоведов и художников рубежа XIX - XX веков автор делает вывод о том, что систематическое изучение художественного измерения русской иконы было следствием не только раскрытия икон, но также распространения новых эстетических взглядов и нового осмысления задач современной живописи. Открытию «художественного» измерения иконы на рубеже XIX - XX вв. препятствовали как перенесение ценности иконы исключительно в план исторический и археологический, а также вкус художников, воспитанный на академизме. Смене эстетических предпочтений способствовало современное французское искусство, которое в первую очередь было основано на творчестве, где ценились преимущественно композиционные, колористические основы живописи, а не ее «содержательный» аспект. Французские художники, как справедливо отмечал А.В. Грищенко, открыли для Европы не только древнерусскую иконопись, но и творчество художников эпохи кватроченто, Эль Греко, Франсиско Гойи. Из открытия художественного измерения древнерусского религиозного искусства вытекает несколько следствий. Во-первых, впервые появилась возможность говорить о параллелях иконе в истории искусства. Во-вторых, художники изучали русскую икону и стремились перенести ее стилистические принципы в свое творчество. Подобные установки вели к формальной стилизации, декоративности, связанным с поверхностными смысловыми значениями древнерусской иконы. Более глубокое понимание ее принципов способствовало со временем формированию творческого языка К.С. Петрова-Водкина, Н.М. Чернышёва, Д.Д. Жилинского и др. Современное церковное искусство также отказывается от доминирования «стилизации», акцентирует необходимость выявления художественного языка древнего религиозного искусства.

Об авторе

В. В. Барашков
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия


Список литературы

1. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.

2. Глаголев В.С. Культурологические аспекты художественно-эстетической проблематики в современном религиоведении // Фундаментальные проблемы культурологии в 4 томах; отв. ред. Д.Л. Спивак. Т. 3. Культурная динамика. СПб.: Алетейя, 2008. С. 5-15.

3. Глаголев В.С. Православное искусство как феномен восприятия в светской культурной среде // Вестник славянских культур. 2009. № 2 (XII). С. 5-12.

4. Глаголев В.С. Религиозное искусство в контексте современного эстетического смыслополагания // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. Материалы IV Овсянниковской международной эстетической конференции (27-28 ноября 2012 года). М.: Изд. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012.

5. Горбунова-Ломакс И. Опыт введения в христианское искусствознание. СПб.: Сатисъ, 2012. 464 с.

6. Грищенко А. Русская икона как искусство живописи / Грищенко А. Вопросы живописи. Выпуск 3. М.: Издание автора, 1917. 265 c.

7. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. / Сост., предисл. А.М. Хитрова. М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2005. 432 с.

8. Муратов П.П. [Пт.] Небескорыстие // София. 1914. № 2. С. 62-64.

9. Олсуфьев Ю.А. Икона в музейном фонде: исследования и реставрация. Антология / Составитель А.Н. Стрижев. М.: Паломник, 2006. 399 с.

10. Серова Г. Авангард и церковное искусство. Копирование как художественный метод // Дары. Альманах современной христианской культуры. 2017. С. 38-49.

11. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 2. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. М.: Мысль, 1996. 877 с.

12. Щёкотов Н.М. Иконопись как искусство. По поводу собрания икон И.С. Остроухова и С.П. Рябушинского // Русская икона. 1914. № 2. С. 115-142.

13. Яхнин А.Л. Церковное осмысление contemporary art как феномена современной цивилизации. // Церковное искусство в современном обществе: Сборник статей. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. C. 63-68.


Рецензия

Для цитирования:


Барашков В.В. ОТКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В.: ПЕРЕСМОТР СТИЛИСТИЧЕСКИХ ДЕМАРКАЦИЙ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(4):179-187.

For citation:


Barashkov V.V. DISCOVERING ART DIMENSION OF THE OLD RUSSIAN RELIGIOUS ART IN THE CULTURE OF THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY: THE REVISION OF STYLISTIC DEMARCATIONS. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(4):179-187. (In Russ.)

Просмотров: 421


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)