Античное понимание времени и предпосылки современного историзма
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-7-18
Аннотация
Современные изменения исторической культуры, связанные с различными состояниями модерности, актуализируют проблему оснований и предпосылок историзма как принципа мышления, характерного для современных обществ. Античные предпосылки историзма состоят прежде всего в развитых концепциях времени и вечности, которые содержат в себе потенциальную вариативность пони-мания историчности в современной философии и культуре. В то же время, проблема исторической изменчивости мира оставалась на периферии античной философии и культуры, а классический историзм, утверждавшийся со второй половины XVIII в., основывался на отказе от ряда аспектов античного наследия. В противопоставлении бытия и становления античная философия делала выбор в пользу бытия, что проявлялось также в предпочтении истины, а не времени, единого, а не множественного. Классический историзм нового времени ориентирован на идею становления, что по-новому открывает противоречия между истиной и временем, единым и множественным. Релятивизм и множественность становятся чертами современных трансформаций историзма, в которых сохраняются структуры времени, восходящие к античным концептам хроноса, кайроса, эона и др. Особый интерес вызывают современные представления о времени, восходящие к античному концепту объек-тивированного хронологического времени и его соотнесению с другими формами концептуализации времени. В историческом сознании модерности античные концепты времени транс-формировались под влиянием характерного для библейской традиции пророческого чувства времени, в котором исторический процесс рассматривается в контексте постепенного раскрытия изначального замысла и смысла истории.
Об авторе
Д. Г. ГоринРоссия
Горин Дмитрий Геннадьевич — доктор философских наук, профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов
117997, Москва, Стремянный пер., 28, корп. 1, ауд. 340. (Россия)
Список литературы
1. Бадью А. Делез "Шум бытия". — Москва: Фонд науч. исслед. "Прагматика культуры", 2004. — 185 с. Бахтин М.М. Эпос и роман. — Санкт-Петербург: Азбука 2000. 304 с.
2. Бердяев Н. Смысл истории. — Москва: Мысль, 1990. — 176 с.
3. Делёз Ж. Логика смысла. — Москва: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 480 с. Касториадис К. Воображаемое установление общества. — Москва: Гнозис, Логос, 2003. — 480 с. Кулубарицис Л. Как еще можно осваивать философию античности? // Логос. — 2011. — No 4. — С. 45-62.
4. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 256 с.
5. Лосев А.Ф. Гомер. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — 400 с.
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 3. Высокая классика. — Харьков: Фолио; Москва: Издательство АСТ, 2000a. — 624 с.
7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 8. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 2. — Харьков: Фолио; Москва: Издательство АСТ, 2000b. — 688 с.
8. Льюис К.С. Отброшенный образ // Избранные работы по истории культуры. — Москва: Новое литературное обозрение, 2016. — С. 633-839.
9. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — Москва: Юрист, 1994. — 700 с.
10. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 480 с.
11. Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккер. — Москва: Группа компаний РИПОЛ классик: Панглосс, 2020. — 340 с.
12. Ольсевич Ю.А. Когнитивно-психологический сдвиг в аксиоматике экономической теории (Альтернативные гипотезы). — Санкт-Петербург: Алетейя, 2012. — 224 с.
13. Руткевич А.М. Историзм и его критики // Вопросы философии. — 2018. — No 12. — С. 24–36. https://doi.org/10.31857/S004287440002580-3
14. Трубецкой Е. Избранные произведения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 с. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — Москва: Весь мир, 2003. — 414 с. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. — Москва: Республика, 1993. — 447 с.
15. Хвостова К.В. Короткое историческое время // Диалог со временем. — 2019. — No 67. — С. 5–16. https://doi.org/10.21267/AQUILO.2019.67.30806
16. Boer W. Den. Graeco-Roman Historiography in Its Relation to Biblical and Modern Thinking // History and Theory. — 1968. — Vol. 7, No 1. — P. 60-75. https://doi.org/10.2307/2504266
17. Finley M.I. Myth, Memory, and History // History and Theory. — 1965. — Vol. 4, No 3. — P. 281–302. https://doi.org/10.2307/2504346
18. Sambursky S., Pines S. The Concept of Time in Late Neoplatonism. — Jerusalem: Israel Academy of Sciences and Humanities, 1971. — 118 p.
Рецензия
Для цитирования:
Горин Д.Г. Античное понимание времени и предпосылки современного историзма. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(2):7-18. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-7-18
For citation:
Gorin D.G. Ancient Understanding of Time and the Background of Contemporary Historicism. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(2):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-7-18