Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Культура праздника в современных условиях: основные векторы развития

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-138-150

Аннотация

В условиях формирующейся новой геополитической и социально-экономической реальности происходит серьёзная трансформация культуры и её ценностей. Одной из таких ценностей является феномен праздника, являющегося, во-первых, важным рекреативным фактором жизнедеятельности людей и, во-вторых, выполняющего роль транслятора традиции от одних поколений к другим. В статье рассматриваются вопросы сущности и роли праздника в жизни личности и общества. Феномен праздника как объект философско-культурного анализа характеризуется достаточно широкой морфологией. В статье предложена авторская классификация праздников на основе сопоставления частного и публичного праздничного пространства и соотношения сакрального и секулярного содержания в структуре праздника. На основе имеющихся публикаций и проведённых авторами практических исследований раскрыты система, иерархия и особенности мотивации субъектов праздничной культуры. С помощью программно-целевого, структурнофункционального, герменевтического и социологического методов исследованы основные признаки праздника, его особенности и функции. Это позволило провести теоретико-методологическую реконструкцию феномена праздника, выявить в его структуре сценарий, алгоритм, последовательность и влияние на состояние людей. Феномен праздника представлен сквозь призму диалектического противоречия между трудовым и праздным в человеческом существовании. На основе использования метода номотетической диагностики обобщена и конкретизирована система мотивации разных возрастных групп населения, участвующих в праздниках. Анализ данных, полученных в ходе экспериментальных исследований, показывает определённую нетранспарентность ключевых мотивов праздничного действия (участия в празднике) для разных возрастных категорий населения. Выдвинута гипотеза о сущностной     трансформации и формальной метаморфозе феномена праздника, происходящей в условиях растущей социально-экономической, геополитической и культурной нестабильности и неопределённости в современном мире.

Об авторах

Д. К. Стожко
Уральский государственный экономический университет
Россия

Дмитрий Константинович Стожко — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры креативного управления и гуманитарных наук

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62 (Россия)



К. П. Стожко
Уральский государственный экономический университет
Россия

Константин Петрович Стожко — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 (Россия)



Список литературы

1. Алексеева Е.В. Профессиональные праздники в контексте праздничной культуры // Омский научный вестник. — 2006. — No 10. — С. 199–202.

2. Белорусец А.С. Символ как средство ориентировки в личностных задачах: персонологическая перспектива // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, No 1. — С. 78-87. https://doi. org/10.17759/chp.2020160108

3. Бубер М. Два образа веры. — Москва: Республика, 1995. — 464 с.

4. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник. Праздник в жизни человека. — Москва: Пер Сэ, 2003. — 144 с.

5. Зарубина Ю.Н. Социальное одиночество в цифровую эпоху и инновационные методы его преодоления // Возможности и угрозы цифрового общества. — Ярославль: Изд-во Цифровая типография, 2019. — С. 29–33.

6. Каверина Е.А. Праздник как эстетический и социальный феномен // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — No 324. — С. 119–122.

7. Кондаков И.В. «Победа над страхом» (Концепция праздничной культуры М. Бахтина и ее иносказательный смысл) / Эстетико-культурологические смыслы праздника. — Москва: ГИИ, 2009. — С. 78–115.

8. Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. — Екатеринбург: Банк культурной инициативы, 1998. — 160 с.

9. Найдыш В.М. Мифотворчество в деятельности сознания // Вопросы философии. — 2017. — No 5. — С. 26–34.

10. Пономарева О.А. История праздника как феномена культуры // Аналитика культурологии. — 2007. — No 1. — С. 162–168.

11. Слюсаренко М.А. Праздник в культуре и культура праздника в контексте современности // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2000. — No 3. — С. 25–30.

12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — Москва: Политиздат, 1989. — 573 с.

13. Токарчук Ю.А. Сюжетно-ролевая игра в фокусе Культурно-исторической научной школы: развивая идеи Выготского // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, No 3. — С. 13-21. https:// doi.org/10.17759/chp.2022180302

14. Трифонова Е.В. Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве // Культурно-историческая психология. — 2022. — Т. 18, No 3. — С. 5-12. https://doi.org/10.17759/chp.2022180301

15. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. — Москва: Политиздат, 1980. — 831 с.

16. Хант М. История психологии. — Москва: АСТ, 2009. — 863 с.

17. Хюбнер К. Истина мифа. — Москва: Республика, 1996. — 448 с.

18. Шацкий Е. Утопия и традиция. — Москва: Прогресс, 1990. — 456 с.

19. Ячин С.Е. Критика аксиологического разума // Вопросы философии. — 2017. — No 8. — С. 54–68.


Рецензия

Для цитирования:


Стожко Д.К., Стожко К.П. Культура праздника в современных условиях: основные векторы развития. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(2):138-150. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-138-150

For citation:


Stozhko D.K., Stozhko K.P. Holiday Culture in Modern Conditions: Main Vectors of Development. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(2):138-150. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-138-150

Просмотров: 946


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)