«Священное насилие» в терроризме на религиозной почве: пример Центральной Азии
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-62-78
Аннотация
Религиозный терроризм, а точнее, терроризм на религиозной почве, в настоящее время является одной из угроз во многих региональных контекстах. Соответственно, изучение связанной с ним проблематики носит не только академический характер, но призвано помочь в преодолении этой угрозы. В нашей статье терроризм на религиозной почве рассматривается в призме тезиса о «священном насилии». В качестве примера мы проанализировали отдельные аспекты проявлений исламского терроризма в рамках деятельности запрещённых организаций, которые активизировались с конца XX в. в Центральной Азии. Итак, цель работы — установить специфику интерпретации «священного насилия» представителями исламских террористических организаций (на примере Центральной Азии). Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи: 1) систематизировать имеющиеся представления о тех аспектах культуры, на которых паразитируют террористические организации; 2) выделить основания обращения адептов этих организаций к концепту «священного насилия»; 3) на примере региона Центральной Азии установить специфику его интерпретации в контексте исламского терроризма; 4) сопоставить нейтральный контекст интерпретации понятия «священное насилие» со специфическими интерпретациями в исламском религиозном терроризме. Поскольку в статье рассматриваются идеологическое обоснование исламизма и использование религии для дестабилизации политической ситуации, легитимации насилия в отношении политических оппонентов, материалами исследования послужили источники двух типов: непосредственно высказывания лидеров исследуемых движений, представляющие собой псевдобогословские построения, и аналитические материалы, представляющие собой исследования подобных высказываний. Методологическую базу исследования составили теория социального конструктивизма и подходы сравнительного религиоведения, использован герменевтический метод, а также контент-анализ. С их помощью была уточнена специфика последовательных политических, институциональных и региональных изменений в Центральной Азии, которые способствовали распространению радикальных исламистских идеологий и их временной популярности у некоторой части населения. В результате исследования нами выявлены региональные особенности интерпретации «священного насилия», которые могут способствовать его использованию в качестве интегратора групповой солидарности лидерами террористических религиозных организаций. В работе показано, что внешнее влияние со стороны транснациональных террористических организаций, внедряясь во внутриполитический конфликт, разжигаемый либо непосредственно спровоцированный этнорелигиозными террористами, использует для привлечения последователей идеологическую конструкцию «священного насилия», серьёзно искажающую традиционные представления ислама. При этом именно «адаптированная» идеологами террористов интерпретация священного может быть использована как маркер для разграничения террористических организаций и «доброкачественных» религиозных объединений. Полученные результаты могут способствовать дальнейшему изучению религиозного терроризма как научной проблемы, а также быть использованы компетентными органами для оптимизации разрабатываемых антитеррористических мер.
Об авторах
Д. Н. ГергилевРоссия
Гергилев Денис Николаевич — доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник; заведующий кафедрой истории России, мировых и региональных цивилизаций;
660036, г. Красноярск, Академгородок, 50;
660041, г. Красноярск, пр-т Свободный, д.79 (Россия)
Т. В. Излученко
Россия
Татьяна Владимировна Излученко — кандидат философских наук, доцент кафедры философии; старший научный сотрудник
660041, г. Красноярск, пр-т Свободный, д.79;
660036, г. Красноярск, Академгородок, 50;
Список литературы
1. Аляутдинов Ш.Р. Призывает ли Священный Коран к терроризму? // Россия и мусульманский мир. — 2003. — № 4. — С. 153–157.
2. Волобуев А.В. Религиозный фундаментализм в глобализованном мире. — Москва: Прометей, 2019. — 370 с.
3. Гайнутдин Р. Ислам против терроризма // Азия и Африка сегодня. — 2005. — № 6. — С. 2–7.
4. Зеленков М.Ю. Информационная аналитика трендов терроризма XXI века. — Москва: Ruscience, 2021. — 325 с.
5. Зыгмонт А. Святая негативность: насилие и сакральное в философии Жоржа Батая. — Москва: Новое литературное обозрение, 2018. — 315 с.
6. Количественный анализ факторов террористической активности: систематический обзор / И. Сумерников, А. Уфимцев, М. Слав, А. Коротаев // Социологическое обозрение. — 2024. — Т. 23, № 1. — С. 302–356. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2024-1-302-356
7. Красиков В.И. Насилие в эволюции, истории и современном обществе. — Москва: Водолей, 2010. — 198 с.
8. Пластун В.Н. «Исламское государство провинции Хорасан» — угроза Центрально-азиатскому региону // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2021. — Т. 20, № 4. — С. 169–175. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-4-169-175
9. Рогозинский Ж. Джихадизм: назад к жертвоприношениям. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 184 с.
10. Рязанов Д.С. «Группа исламского джихада» в метаморфозах терроризма // Социальнополитические науки. — 2019. — № 6. — С. 55–59. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2019-9-6-55-59
11. Сюкийянен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. — Москва: Высшая школа экономики, 2021. — 684 с. 10.17323/978-5-7598-2324-7
12. Хайдаров Р.Дж. Религиозно-экстремистские группировки как инструмент достижения геополитических целей Запада в Центральной Азии // Известия института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. — 2022. — № 2. — С. 128–133.
13. Щерба А.А., Ахмедова Н.С., Казьмина Е.Д. «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) как вызов стабильности на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования. — 2023. — Т.6, № 3. — С. 352–360.
14. Abbas S., Syed S. Sectarian terrorism in Pakistan: Causes, impact and remedies // Journal of Policy
15. Modeling. — 2021. — Vol. 43, No 2. — P. 350–361. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2020.06.004
16. Dianina, S. Yu. Khalil M., Glagolev V. S. Cultural Islam in Northern Europe // Baltic Region. — 2019. —Vol. 11, No 3. — P. 142–160. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-3-8
17. Ellis L. Religious variations in fundamentalism in Malaysia and the United Sta s: Possible relevance to religiously motivated violence // Personality and Individual Differences, 2017. — Vol. 107. — P. 23–27. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.012
18. Fifty years of scholarly research on terrorism: Intellectual progression, structural composition, trends and knowledge gaps of the field / M. Haghani, E. Kuligowski, A. Rajabifard, P. Lentini // International Journal of Disaster Risk Reduction. — 2022. — Vol. 68. — 102714. https://doi.org/10.1016/j.ijdrr.2021.102714
19. Gaibulloev Kh., Sandler T. What We Have Learned about Terrorism since 9/11 // Journal of Economic
20. Literature. — 2019. — Vol. 57, No 2. — P. 275–328. https://doi.org/10.1257/jel.20181444
21. Gardaz M. The rise and fall of political Islam in Central Asia // Religion. — 2003. — Vol. 33, No 2. — P. 161–169. https://doi.org/10.1016/S0048-721X(03)00034-4
22. Haddad S. A comparative study of Lebanese and Palestinian perceptions of suicide bombings: The role of militant Islam and socio-economic status // International Journal of Comparative Sociology. — 2004. — Vol. 45, No 5. — P. 337–363. https://doi.org/10.1177/0020715204054155
23. Juergensmeyer M. Terror in the Mind of God: The Global Rise of Religious Violence. — Berkeley: University of California Press, 2017. — 420 p.
24. Lindgren S. Social Constructionism and Criminology: Traditions, Problems and Possibilities // Journal of Scandinavian Studies in Criminology and Crime Prevention. — 2005. — Vol. 6, No 1. — P. 4–22. https://doi.org/10.1080/14043850510035119
25. Martinez P., Sanchez A., Galindo C. Justification of terrorism according to World Values Survey (2017–2020) // Research in Globalization. — 2022. — Vol. 5. — 100085. https://doi.org/10.1016/j.resglo.2022.100085
26. Meierrieks D., Renner L. Islamist terrorism and the status of women // European Journal of Political Economy. — 2023. — Vol. 78. — 102364. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2023.102364
27. Near-repeat terrorism: Identifying and analyzing the spatiotemporal attack patterns of major terrorist organizations / K. Hunt, B. Behlendorf, S. Wang, et al. // Expert Systems with Applications. — 2024. — Vol. 249, part B. — 123712. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2024.123712
28. Norenzayan A. Big Gods: How Religion Transformed Cooperation and Conflict. — Princeton: Princeton University Press, 2013.— 264 p.
29. Sederberg P. C. Global Terrorism: Problems of Challenge and Response // The New Global Terrorism: Characteristics, Causes, Controls. — Upper Saddle River: Prentice Hall PTR, 2003. — P. 267–284.
30. Zhirkov K., Verkuyten M., Weesie J. Perceptions of world politics and support for terrorism among Muslims: Evidence from Muslim countries and Western Europe // Conflict Management and Peace Science. — 2014. — Vol. 31, No 5. — P. 481–501. https://doi.org/10.1177/073889421351
Рецензия
Для цитирования:
Гергилев Д.Н., Излученко Т.В. «Священное насилие» в терроризме на религиозной почве: пример Центральной Азии. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(4):62-78. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-62-78
For citation:
Gergilev D.N., Izluchenko T.V. Sacred Violence in Religious Terrorism: the Case of Central Asia. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(4):62-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-62-78