Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

В.В. КАНДИНСКИЙ: СИМВОЛИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

Интерес к творчеству В.В. Кандинского специалистов разных областей - историков, искусствоведов, художников-практиков, философов, - не только дань мастеру в честь недавно состоявшегося 150-летия со дня его рождения. Значение абстракционизма, одним из основоположников которого он стал, выходит далеко за рамки собственно эстетической концепции. Абстракционизм как стиль мышления роднит науку и искусство, выводя абстрактную живопись на уровень нового творческого метода, во многом определившего судьбы культуры ХХ в. При этом всё ещё требуют осмысления идеи Кандинского, насыщенные метафизическими коннотациями. Особый интерес с этой точки зрения представляет специфический символизм, воплотивший в нефигуративной живописи идею синтеза искусств. С одной стороны, здесь Кандинский следует уже сложившейся традиции теоретических и практических поисков европейской философии искусства. С другой стороны, оригинальная версия анализа «параллели» звуков и «видов» позволила художнику вывести свою собственную «формулу», предшествующую всякой образности. Осуществлённый им сплав психологического, религиозного и метафизического аспектов познания обрёл при этом резонансные формы выразительности. Творческий прорыв, реализованный в «беспредметной живописи», претендует таким образом на решение как сугубо художественных задач, так и базовой задачи познания - выхода ума, «глаза», к самой действительности, а не её «копиям»-образам, представленным в сознании с помощью тех или иных чувственных проекций. Вместе с тем, Кандинский, как это ни парадоксально, не третирует чувственность как таковую, оставляя за ней право давать то, что она может дать: впечатления. Задача абстрактной (беспредметной) живописи состоит, таким образом, в том, чтобы найти внутренне присущие предметам формы, сами по себе беспредметные и вместе с тем составляющие основу предметности. Здесь прослеживается влияние на Кандинского научных открытий начала ХХ века, им самим отчётливо осознаваемое и признаваемое. В этом смысле Кандинский - не только художник, но и один из родоначальников современной версии метафизики, отталкивающейся от нового понимания формальных принципов бытия в их соотношении с предметной реальностью. Данное соотношение представляет собой символическое прочтение реальности, не перечёркивающее (как иногда считается) достижения предшествующей культуры, но придающее её возможным интерпретациям новые ракурсы, интересные с различных точек зрения.

Об авторе

В. С. Глаголев
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Альтхаус К., Хоберг А., Автономова Н. Кандинский и «Синий всадник». - М.: Изд-во ГМИИ им. А.С. Пушкина, СканРус, 2013. 160 с.

2. Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века / Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени. Сборник научных трудов под ред. И.А. Азизян. М.: КомКнига, 2006. С. 189-249.

3. Аронов Игорь. Кандинский. Истоки 1866-1907 - Иерусалим: «Гешарим», М.: «Мосты культуры», 2010. 343 с.

4. Глаголев В.С. Аксиологические координаты творческой стихии / Творчество как национальная стихия. Смысл творчества: инновации Dasein сборник статей. Санкт-Петербург, 2016. С. 41-48.

5. Глаголев В.С. Культурологические аспекты художественно-эстетической проблематики в современном религиоведении / Фундаментальные проблемы культурологии в 4 томах. Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии, Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога; ответственный редактор: Д. Л. Спивак. Санкт-Петербург, 2008. С. 5-15.

6. Глаголев В.С. Трансформации эстетико-религиозной аксиологии в русском искусстве конца ХIХ - первого десятилетия ХХ вв. / Felix aestheticus: гуманитарная функция эстетики. Воспоминания и научные доклады Материалы VII Овсянниковской международной эстетической конференции (ОМЭК VII). 2015. С. 240-252.

7. Дружкова Н.И. Кандинский в Баухаузе. Теоретические основы художественно-педагогической деятельности: монография. М.: МПГУ, 2006. 242 с.

8. Кандинский В.В. Автобиография. Предисловие к каталогу выставки работ Кандинского 1902-1912 / Избранные труды по теории искусства. Издание второе, исправленное и дополненное. С приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов. М., 2008. Т.1. С. 280-284.

9. Кандинский В.В. Автохарактеристика. Избранные труды по теории искусства. Издание второе, исправленное и дополненное. С приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов. М., 2008. Т.2. С. 22-25.

10. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Издание второе, исправленное и дополненное. С приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов. М., 2008.

11. Кандинский В.В. Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям) / Избранные труды по теории искусства. Издание второе, исправленное и дополненное. С приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов. М., 2008. Т.2. 446 с. С. 365-372.

12. Кандинский В.В. Музей живописной культуры / Избранные труды по теории искусства. Издание второе, исправленное и дополненное. С приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов. М., 2008. Т. 2. 446 с. С. 26-34.

13. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника / Избранные труды по теории искусства. Издание второе, исправленное и дополненное. С приложением вологодской записной книжки 1889 г. и др. материалов. М., 2008. Т.1. С. 292-330.

14. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936) // «Атеизм» и другие работы. М.: Праксис, 2007. С. 258-294.

15. Кравченко И. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид). Великие музеи мира.Т. 38 - М.: Директ-Медиа, ИД «Комсомольская правда», 2013. 96 с.

16. Силантьева М.В. Экзистенциальная диалектика Н.А. Бердяева о соотношении философии, религии и культуры // Религиоведение. 2005. № 1. С. 80-88.

17. Силантьева М.В. Неоархаика в зеркале современной культуры: религиозный синкретизм как проявление единства чувственного и рационального познания // Точки - PUNCTA. 2012. № 1-4. С. 371-380.

18. Силантьева М.В. «Первобытное мышление» и художественный образ: визуализация как единство абстрактного и конкретного / Философия и искусство. Материалы V международной конференции. 2016. С. 56-60.

19. Соколов Б.М. Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. - М.: БуксМАрт, 2016. 534 с.

20. Соколов Б.М. Теория беспредметного искусства у В. В. Кандинского в 1920-30-х годах. От социального пророчества к художественному мессианизму // Искусствознание. 2012. № 3-4. С. 171-191.

21. Чупрова И.А. Международный опыт научного и этико-философского изучения роли музыкального искусства (феномен пианизма) // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 3 (42). С. 295-297.

22. Чупрова И.А. Проблема понимания истины в музыкально-исполнительском искусстве (на примере русского пианизма) / Поиск истины в пространстве современно культуры. 2016. С. 145-151.

23. Flach S. Through the Looking Glass: Art and Science at the Time of the Avant-Garde: The Example of Wassily Kandinsky’s Working Method in his Synthetic Art? Intellectual Birdhouse 2012. London: Koenig Books. 295 pp.


Для цитирования:


Глаголев В.С. В.В. КАНДИНСКИЙ: СИМВОЛИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(3):120-128.

For citation:


Glagolev V.S. W. KANDINSKY: THE SIMBOLISM OF METAPHISICAL REALITY. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(3):120-128. (In Russ.)

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)