Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Ритуалы в дискурсах цифрового православия: методология и направления исследования

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-105-120

Полный текст:

Аннотация

В реалиях нового тысячелетия трансцендентное банализировано – в любой момент пользователь web 2.0 может оказаться в медитативном пространстве буддийского ритуала построения песочной мандалы или заказать себе молебен в одном из православных храмов мира. Интернет и новые медиа технологии предоставляют возможность для размещения и хранения данных, доступ к которым потенциально возможен для многих. Священные тексты различных религиозных традиций, ритуалы и практические инструкции к ним, литургии, молебны, магические формулы и прочее не являются больше достоянием лишь узкого круга харизматических профессионалов. И это само по себе ставит перед любым пользователем такой информации и таких практик вопрос об аутентичности и авторитете. Являются ли подлинными и заслуживающими доверия обнаруживаемые онлайн ритуальные практики, оцифрованные священные и учительские тексты, символические изображения, иконы, танки, влоги с подробными инструкциями о правилах молитв по соглашению или онлайн коллективных пуджах? И, если адепт той или иной религии офлайн авторитет, которому может быть переадресован этот вопрос, то что делать неофиту, интересующемуся или исследователю религий? В фокусе рассмотрения настоящей статьи методология изучения цифровых дискурсов православия об эпистемическом авторитете и легитимности онлайн ритуалов. Автор подробно анализирует ключевые концепции междисциплинарного исследовательского поля digitalstudies. Детальному разбору подвергнуты типология онлайн религиозных эпистемических авторитетов Х. Кэмпбелл, концепция «стратегического арбитража» П.Х. Чон и концепция «религиозного цифрового третьего пространства» С. Хувера и Н. Аш-Шейби. Особый интерес представляют результаты проведенного автором зондажного онлайн исследования православных онлайн практик и цифровых дискурсов вокруг них. В качестве итогового аккорда статья предлагает конкретные перспектив ные направления онлайн исследований цифровых православных дискурсов православия. В качестве таковых рассмотрены повествовательные практики блогеров-теологов и тео-блогеров, стратегический арбитраж блогеров-теологов относительно эпистемического авторитета репертуара вариаций практики «молитвы по соглашению» на цифровых платформах православной социальной сети «Елицы» и мобильного приложения «Молитва по соглашению» и, наконец, гибридное цифровое предложение по ритуалам и практикам сети «Елицы. Записки».

Об авторе

Е. А. Островская
СПбГУ
Россия

Островская Елена Александровна – доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 9-й подъезд



Список литературы

1. Anderson J. 1999. The Internet and Islam’s new interpreters. D.F. Eickleman (Ed.). New media in the Muslim world: The emerging public sphere. Bloomington: Indiana University Press. P. 41-55.

2. Campbell H.A. 2006. Religion and the Internet. Communication Research Trends. 25 (1). P. 4-6.

3. Campbell H.A. 2010. When religion meets new media. London: Routledge. 232 p.

4. Campbell H. (Ed.) 2013. Digital Religion: understanding religious practice in new media worlds. New York: Routledge. 276 p.

5. Campbell H.A. (Ed.). 2015. Digital Judaism: Jewish Negotiations with Digital Media and Culture. New York, London: Routledge. 213 p.

6. Campbell H.A. 2016. Framing the human-technology relationship: How Religious Digital Creatives engage posthuman narratives. Social Compass. 63 (3). P. 302-318.

7. Campbell H.A., Golan O. 2011. Creating digital enclaves: Negotiation of the Internet among bounded religious communities. Media, Culture & Society. 33 (5). P. 709-724.

8. Cantoni L., Rapetti E., Tardini S., Vannini S., Arasa, D. 2012. Picture: the Adoption of ICT by Catholic Priests. Digital Religion, Social Media and Culture: Perspectives, Practices, Futures. Ed. by P.H. Cheong, P. Fischer-Nielsen, S. Gelfgren, C. Ess. New York: Peter Lang. P. 131-149.

9. Cheong P.H. 2013. Authority. Digital religion: Understanding religious practice in new media worlds. Ed. by H.A. Campbell. Abingdon, England; New York: Routledge. P. 72-87.

10. Cheong P.H. 2014. Tweet the message? Religious authority and social media innovation. Journal of Religion, Media and Digital Culture. 3 (3). P. 1-19.

11. Cheong P.H. 2017. The vitality of new media and religion: Communicative perspectives, practices, and changing authority in spiritual organization. New media & Society. 19 (1). P. 25-33.

12. Cheong P.H., Huang S., Poon J. 2011. Religious Communication and Epistemic Authority of Leaders in Wired Faith Organizations. Journal of Communication. 61 (5). P. 938-958.

13. Cheong P. H., Ess C. 2012. Religion 2.0? Relational and hybridizing pathways in religion, social media and culture. Digital Religion, Social Media and Culture: Perspectives, Practices, Futures. Ed. by Cheong P.H., FischerNielsen P, Gelfgren S, et al. New York: Peter Lang. P. 1-24.

14. Couldry N, Hepp A. 2016. The Mediated Construction of Reality: Society, culture, mediatization. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press. 256 p.

15. Dawson L., Cowan D. 2004. Religion Online: Finding Faith on the Internet. New York: Routledge. 288 p.

16. Evolvi G. 2017. Hybrid Muslim identities in digital space: The Italian blog Yalla. Social Compass. 62 (1). P. 43-60.

17. Hoover S., Echchaibi N. (Eds.). 2012. The third spaces of digital religion: A working paper. Unpublished working paper. Centre for Media, Religion, and Culture. University of Colorado. Boudler. CO.

18. Hoover S.M. 2013. Concluding thoughts. Imagining the religious in and through the digital. Campbell H. (Ed.) Digital Religion: understanding religious practice in new media worlds. New York: Routledge. P. 104-118.

19. Hoover S.M., Echchaibi N. 2014. Media theory and the «third spaces» of digital religion. Working paper. Center for Media, Religion, and Culture. 35 р. DOI: 10.13140/RG.2.1.3315.4641

20. Golan O., Stadler N. 2016. Building the sacred community online: The dual use of the Internet by Chabad. Media, Culture & Society. 38 (1). P. 71-88.

21. Golan O., Martini M. 2018. Digital pilgrimage: Exploring Catholic monastic webcasts. The Communication Review. 21 (1). P. 24-45.

22. Hutchings T. 2017. Creating church online: Ritual, community and new media (1st ed.). New York: Routledge. 264 p.

23. Kołodziejska 2018. Online Catholic Communities: Community, Authority, and Religious Individulisation. New York: Routledge. 142 p.

24. Lövheim M. 2013. Identity. Digital religion: Understanding religious practice in new media worlds. Ed. by H. Campbell. Routledge: Abingdon, England; New York. P. 41-56.

25. The Body of Christ Online: The Russian Orthodox Church and (Non-) Liturgical Interactivity on the Internet. Rheingold H. 1993. The Virtual Community. New York: Harper. 480 p.

26. Suslov M. 2015. The Medium for Demonic Energies: «Digital Anxiety» in the Russian Orthodox Church. Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. № 14. Р. 1-25.

27. Suslov M. (Ed.). 2016. Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World. The Russian Orthodox Church and Web 2.0. Stuttgart: Ibidem-Verlag. 350 p.

28. Zaleski J. 1997. The Soul of Cyberspace: How Technology is Changing Our Spiritual Lives. San Francisco: HarperEdge. 284 p.


Для цитирования:


Островская Е.А. Ритуалы в дискурсах цифрового православия: методология и направления исследования. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(1):105-120. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-105-120

For citation:


Ostrovskaya E.A. Rituals in Discourses of Digital Orthodox Christianity: Methodology and Research Trends. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(1):105-120. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-1-13-105-120

Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)