Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

«Ужасы войны» в контексте трансформаций изобразительного искусства ХХ в.

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-147-157

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен обзор социально-культурных преобразований ХХ в., вызванных глобальными конфликтами. Основное внимание уделяться проблемам преодоления травм средствами искусства и влиянию травматического опыта на трансформации художественного языка. Тема «ужасов войны», их переживания и отображения приобретает особое значение в художественной культуре ХХ в., когда бедствия и травмы, которые принесли с собой мировые войны, становится не только эмоциональным ответом на происходящие катастрофы, но и катализатором глобальных трансформаций искусства, выразившихся в визуальной революции. В этой связи необходимо обратиться к сущностным культурным характеристикам искусства данного периода, рассмотреть схожесть и различие отдельных тенденций, его наполнявших. Раскрытие специфики художественного процесса, рассматриваемой в рамках историко-культурного подхода, позволяет проанализировать причины, обусловившие глобальные трансформации искусства. В данной работе в рамках междисциплинарного исследования, сделана попытка рассмотреть визуальную революцию ХХ в. через призму травматического опыта мировых войн, связать трансформации визуального выражения с внутренним состоянием человека, его восприятием происходящих событий. Данные вопросы располагаются на стыке проблематики, исследуемой в рамках истории эмоций и истории искусства. Это определяет и специфику историографии, представленную как исследованиями по истории искусства, так и работами, относящимися к такому направлению исторической науки, как история эмоций. Произведения искусства, связанные с переживанием и отображением «ужасов войны», с одной стороны, помогают осознать и пережить травмирующий опыт, рассказывая о нём в метафорической форме, а с другой, воплощая эти цели, кардинально меняют художественный язык в контексте визуальной революции ХХ в.

Об авторе

Е. О. Гранцева
Институт всеобщей истории Российской академии наук
Россия

Гранцева Екатерина Олеговна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

119334, Москва, Ленинский проспект, 32а



Список литературы

1. Аймермахер К. 2008. Ужасы войны в зеркале искусства. Историк и художник. № 8. С. 38-46.

2. Булатов Д.А. 2016. Возрождение модернизма. Москва: РИП-холдинг. 440 с.

3. Гнесь А.A. 2010. Первая мировая война как культурная катастрофа. Идеи и идеалы. 1 (1). С. 42-51.

4. Гранцева Е.О. 2020. Консервативный поворот в культуре межвоенного периода. Электронный на-

5. учно-образовательный журнал «История». 11 (5). URL: https://doi.org/10.18254/S207987840010262-7

6. (дата обращения 21.11.2020).

7. Гранцева Е.О. 2017. Новая визуальная среда. Всемирная история. Т. 6. Мир в XX веке: эпоха глобаль-

8. ных трансформаций. Книга 1. Москва: Наука. С. 196-197.

9. Дудинец В.В. 2019. Репрезентация культурной травмы Германии в немецком изобразительном ис-

10. кусстве. Terra Aestheticae. № 2 (4). С. 244-256.

11. Житинев Д. 2016. Война и смерть глазами Отто Дикса. Археология русской смерти. № 1. С. 210-224.

12. Кобылин И.И., Николаи Ф.В. 2017. Культурная история эмоций и поворот к аффекту: по ту сторону

13. эссенциализма и социального конструктивизма. Профессия-историк. К юбилею Л.П. Репиной / Отв. ред.

14. О.В. Воробьева. Москва: Аквилон. С. 69-98.

15. Николаи Ф.В., Хазина А.В. 2015. История эмоций и «аффективный поворот»: проблемы диалога.

16. Диалог со временем. № 50. С. 97-115.

17. Семенюк К.А. 2015. Экспрессионизм VS Дадаизм: Два образа экзистенциальной трагедии начала

18. XX века. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 1 (3). С. 84-90.

19. Стригалев А. 2001. Пройдемся по выставке «ноль-десять» («0, 10»). Русский авангард: проблемы

20. репрезентации и интерпретации. Санкт-Петербург: Palace Editions. С. 71-110.

21. Фостер Х. Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б.Х.Д., Джослит Д. 2015. Искусство с 1900 года. Модернизм.

22. Антимодернизм. Постмодернизм. Москва: Ад Маргинем Пресс. 816 с.


Для цитирования:


Гранцева Е.О. «Ужасы войны» в контексте трансформаций изобразительного искусства ХХ в. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(4):147-157. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-147-157

For citation:


Grantseva E.O. Horrors of War in the Context of the Fine Arts Transformation of the XX Century. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(4):147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-147-157

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)