Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Неотъемлемые свойства и корневой процесс экранного текста как аудио-визуальной симуляции реальности

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-46-56

Полный текст:

Аннотация

Экранный текст — это сложная лингвосемиотическая система. Необходимость его изучения определяется тем, что в современной действительности такого рода тексты занимают всё больше информационного пространства, отражая реальность и создавая её симулякративный вариант. Среди характеристик экранных текстов выделяются неоднородность и многозначность, на основании которых строятся свойства текста как аудиовизуальной симуляции реальности. Экранный текст представляет собой неразрывное поликодовое единство видео, аудио и вербального кодов. В данной статье на материале разных видов экранных текстов (кинотексты, телетексты и видеотексты сети Интернет) описывается их корневой процесс и рассматриваются такие неотъемлемые свойства, как открытость, психологический и эстетический стимулы. К методам, используемым для достижения поставленной цели, относятся философско-общелогические методы и приёмы: абсолютизация, абстрагирование, идеализация, анализ, синтез; общенаучные эмпирические методы: наблюдение и описание; дисциплинарные методики: наблюдение, обобщение, интерпретация результатов наблюдения. В результате проделанного анализа делается вывод, что экранный текст обладает свойствами неоднородности, иерархичности и многозначности, особенности которых лежат в корневом процессе текста. Форма актуализации экранного текста (собственно экранность) накладывает на него формальные ограничения по представлению информации. Гетерогенность экранного текста напрямую влияет на его многозначность, превращая текст в открытую систему. В таком типе текста обнаруживаются, помимо всего прочего, психологический и эстетический стимулы. К психологическому стимулу относится многозначность, опыт, правдоподобие. К эстетическому стимулу относится эмотивность, суггестивный потенциал, суггестивное внушение. Дальнейшее исследование корневого процесса и свойств экранного текста поможет более детально описать механизмы порождения вторичной, возможно истинной реальности и симулякров в континууме экрана, а также способы манипуляции сознанием зрителя.

Об авторах

О. И. Максименко
Московский государственный областной университет
Россия

Максименко Ольга Ивановна — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики

141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Ю. А. Евграфова
Московский государственный областной университет
Россия

Евграфова Юлия Александровна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры индоевропейских и восточных языков

141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Список литературы

1. Борщевский И.С. 2019. Описание вступительных титров в аудиодескрипции (тифлокомментирова-

2. нии). Филология и лингвистика. №1. С. 37-41.

3. Гольдерова И.В., Кузьмина Л.А. 2019. Биографический портретный очерк в экранной культуре (на

4. материале национально-вещательной компании «Саха»). Вестник Северо-Восточного федерального

5. университета им. М.К. Аммосова. Сер.: Экономика. Социология. Культурология. № 4. С. 43-52. https://

6. doi.org/10.25587/SVFU.2020.16.4.004

7. Горошко Е.И. 2016. Новые тенденции в развитии интернет-лингвистики: общение от клавиатуры

8. (звука) к экрану (звуку). Верхневолжский филологический вестник. № 4. С. 148-153.

9. Евграфова Ю.А. 2019. «Язык» экранности и экранная «речь» в статике гетерогенных текстов: дис-

10. кретные единицы континуума движения. Вестник Московского государственного областного универ-

11. ситета. № 2. С. 156-170. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2019-2-954

12. Колмогоров А.Н. 1964. Жизнь и мышление как особые формы существования материи. О сущности

13. жизни. Москва: Наука. С. 48-57.

14. Кондаков И.В. 2014. Текст экранный и «книжный»: глубина интерпретации. Наука телевидения.

15. Т. 11. С. 191-196.

16. Корчагин С.С. 2017. Проблема изучения сущности визуального восприятия экранного текста в теле-

17. сериале «Шерлок» с позиции айтрекинга. Культура и цивилизация. 7 (6A). С. 397-404.

18. Корчагин С.С. 2017. Транслатологические особенности перевода и локализации экранных текстов в

19. телесериале «Шерлок». Культура и цивилизация. 7 (3A). С. 77-86.

20. Костомаров В.Г. 2019. О дисплейных текстах. Русский язык за рубежом. № 1. С. 61-64.

21. Лотман Ю.М. 2005. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Об искусстве. СПб: «Искусство –

22. СПб». 704 с., ил. С. 288-372

23. Лущинская О.В. 2019. Медиатекст конвергентных средств мас совой коммуникации в контексте

24. дискурса. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. № 2.

25. С. 32-39.

26. Морозов С.А. 2016. Визуализация текста на дисплее. Культура и время перемен. № 1 (12). http://

27. timekguki.esrae.ru/28-164

28. Никулова Г.А. 2017. Метадизайн экранного текста как инструмент авторской коммуникации. Мете-

29. ор-Сити. № 1. С. 11-17.

30. Ромакина М.А. 2020. Мультимедийные «простейшие»: синемаграфия в сми и блогах 2010-х гг. Вопро-

31. сы теории и практики журналистики. 9 (2). С. 247-263. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(2).247-

32.

33. Северина Е.М. 2019. Цифровой текст в пространстве современной культуры. Человек и культура.

34. № 5. С. 65-72. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2019.5.30967

35. Стахорский С. 2019. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и

36. экфрасис). Вопросы театра. № 3-4. С. 412-435.


Для цитирования:


Максименко О.И., Евграфова Ю.А. Неотъемлемые свойства и корневой процесс экранного текста как аудио-визуальной симуляции реальности. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(4):46-56. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-46-56

For citation:


Maksimenko O.L., Evgrafova Y.A. Inherent Features and the Root Process of the Screen Text as the Audio- Visual Simulation of Reality. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(4):46-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-46-56

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)