Печать
Т.А. Кошемчук

В статье речь идёт о гнозисе зла в жизни и творчестве М. Волошина. Его позиция анализируется в связи с толстовским непротивлением злу как результатом его, непротивления, переосмыслением, и с критикой непротивления В.С. Соловьёвым. Волошинская позиция в этом вопросе определяется творческим развитием им концепции мировой истории Р. Штейнера. Личность этого учёного оказала определяющее влияние на выработку собственной позиции Волошина в годы революции как защиту человека от толпы, будь то красные или белые. В этой связи исследуется подход Волошина к человеку-носителю зла ради спасения жизней и как он отражён в его стихах, статьях и письмах.

Деяния поэта основывались на его понимании зла в мировой истории как реальной, действующей в мире силы. Согласно Штейнеру, духи зла, изначально бывшие духами препятствий ради человеческого развития, в ходе истории в результате кармических закономерностей стали злом, и спасение зла лежит в поле ответственности человека. Отсюда волошинская основная мысль, вынесенная в заглавие статьи, – о приятии зла в себя и тем самым о превращении его в добро. Возможность этой трансформации определяется отсутствием онтологической пропасти между злом и добром, творчество человека тем самым оказывается в области претворения форм. Эта позиция Волошина и стала основой его жизненного дела в эпоху революции и террора – дела спасения человеческих жизней.

«Не противьтесь злому проникнуть в вас» – эта волошинская заповедь на весь дальнейший ход земной истории – звучит в соединении с мыслью о сжигающей любви: именно любовью, жгущим огнём духа, внутри души может быть сожжено то зло, которое человек призван взять в себя. В грехе и зле сокрыт непросветлённый огонь любви, и труд его просветления есть дело человека. «Где нет греха, там торжествует Дьявол» [Волошин, 2004а: 423]. В ином стихотворении: «И грех, и страсть –
цветенье, а не зло» [Волошин, 2004а: 37]. В остро парадоксальной форме, вопреки обычному: где грех, там дьявол, даёт Волошин свой гнозис зла – изумительную истину: «…Во всём гореньи противоречий, / Несовместимых для человечьей / Стеснённой мысли» [Волошин, 2003: 235].

Ключевые слова. М. Волошин, добро и зло, Л. Толстой, В. Соловьев, Р. Штейнер, непротивление злу, борьба со злом, антропософия, русские революции, преображение зла, конфликты, компромиссы.

Список литературы:
Авинова М. Встреча с М. Волошиным // Новое Русское Слово. 1964. 8 марта.
Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения и поэмы 1899-1926. М.: Эллис-Лак, 2003. 606 с.
Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 2. Стихотворения и поэмы 1891 – 1931. М.: Эллис-Лак, 2004а. 766 с.
Волошин М.А. Судьба Льва Толстого // Собрание сочинений. Т. 6. Книга 1. Проза 1906 - 1916. М.: Эллис-Лак, 2004б. C. 328-335.
Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 10. Письма 1913–1917. М.: Эллис-Лак, 2011. 830 с.
Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 12. Письма 1918–1924. М.: Эллис-Лак, 2013. 990 с.
Кеннан Дж. В гостях у графа Толстого // Лев Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т.
Т. 1. М.: Художественная литература, 1978. С. 364-380.
Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. 511 с.
Свасьян К.А. Очерк философии в самоизложении. М.: ИОИ, 2015. 238 с.
Соловьев В.С. Три разговора. М.: Православная художественная литература, 2017. 89 с.
Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Высшая школа, 2013. 527 c.
Штейнер Р. О России: из лекций разных лет. СПб.: Ключи, 2013. 463 с.

Об авторе:
Кошемчук Татьяна Александровна – д.филол.н., профессор кафедры лингвистики и культуры речи юридического факультета Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 196601, г. Пушкин, Ленинградское шосссе, д. 2; преподаватель Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199155, г. Санкт-Петербург, пер. Каховского д.9. Научная специализация – английский язык в сфере юриспруденции, русский язык, русская литература в её философских аспектах и её религиозные корни. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..