Печать
Н.А. Хренов

Чем ближе подходил к концу позитивистский ХIХ в., столетие революций модерна, тем очевидней становилось нарастание в мире зла. У философов возникало предчувствие возрождения гностического комплекса чуждости этого мира человеку. Обособление различных сфер культуры хотя воспринималось и оценивалось как прогресс, тем не менее, провоцировало острую потребность в единении, в синтезе дифференцировавшихся сфер – искусства, творчества, мифологии, поэзии, культуры, философии и, разумеется, религии, которая под натиском модерна оказывалась на периферии культуры. Но собственно периферийной сферой модерн сделал и культуру. Эпоха революций оказалась неблагоприятной не только для церкви, но и для культуры. Утопическое сознание, овладевающее массами, требовало немедленного разрушения традиционных ценностей. Социология как проектирование новых обществ затормозила становление культурологической рефлексии. Она возродится лишь ближе к концу ХХ в., когда развернётся десакрализация революции и станут очевидными её позитивные и негативные стороны. Обратную сторону прогресса, нарастание в мире зла и уязвимость обособления разных сфер остро ощущали русские религиозные философы на рубеже Х1Х-ХХ вв. Они-то первыми и выдвинули идею теургии, то есть единства обособившихся сфер ради преображения мира. В этом единстве религия должна была занять значимое, если не определяющее место. Однако в русской революции 1917 г. произошёл взрыв атеизма. По сути, церковь ушла в катакомбы. Но такой же катакомбной, по выражению Э. Неизвестного, оказалась и вся культура. Автор данной статьи показывает, как с эпохи оттепели постепенно начинает изживаться разрушительный комплекс и развёртывается восстановление прежних связей между культурой, философией, искусством и религией.

Ключевые слова. Атеизм, революция, коллективная идентичность, масса, психология, религия, вера, церковь, мессианизм, ментальность, православная традиция, реформация, религиозное возрождение, либерализм, кризис христианства, новое Средневековье, новое религиозное сознание.

Список литературы:
Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.
Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // О Владимире Соловьеве. Сборник первый. М.: Путь, 1911. С. 104-128.
Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991. 398 с.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
Блок А.А. Крушение гуманизма // Собрание сочинений в 8 т. T. 6. М - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 93-115.
Булгаков С. Апокалиптика и социализм // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Издательство русского христианского гуманитарного института, 1997. С. 207-247.
Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. 565 с.
Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.-К.: «REFL-book» - «ИСА», 1994. 656 с.
Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006. 448 с.
Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии (С. Булгаков как критик революционной религиозности) // Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Издательство русского христианского гуманитарного института, 1997. C. 415-450.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 23. Л.: Наука, 1981. 423 с.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. 551 с.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 24. Л.: Наука, 1982. 518 с.
Евлампиев И.И. Гностическое христианство в истории европейской философии // Россия и гнозис: труды Международной научной конференции «Раннехристанский гностический текст в русской культуре». Т. 1. СПб.: Издательство РХГА, 2015. С. 97-116.
Жукоцкий В.Д. Русская реформация ХХ века: предпосылки и результат // Религия, человек, общество: доклады Международного научного религиоведческого конгресса. Ч. 1. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 1998. С. 217-237.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. 448 с.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
Лосев А.Ф. Об «Оправдании добра» // Соловьёв В. Оправдание добра. М.: Республика. 1996.
Луначарский А.В. Религия и социализм. Т. 1. СПб.: Шиповник, 1908. 230 с.
Мандельштам О. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Арт-бизнес-центр, 1991. 700 с.
Мень А. Культура и духовное возрождение. М.: Искусство. 1992. 400 с.
Мотрошилова Н.В. С. Франк о «новом варварстве» // Культура и форма. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. С. 173-206.
Мотрошилова Н.В. О диалоге Мераба Мамардашвили с Жаном-Полем Сартром // Мераб Константинович Мамардашвили. М.: РОССПЭН, 2009. С. 339-350.
Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: ИФРАН, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. 480 с.
Нибур Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юрист, 1996. С. 223-312.
Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Уединённое. М.: Политиздат, 1990. С. 395.
Розанов В.В. В чаду войны. Статьи и очерки 1916-1918 годов. М.: Республика, СПб.: Росток, 2008. 632 с.
Солженицын А.И. Публицистика в 3 т. Т. 2: Общественные заявления, письма, интервью. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. 624 с.
Соловьёв В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 479 с.
Сталин И.В. Pro et contra. Антология. В 2-х т. Т. 2. СПб.: РХГА, 2015. 879 с.
Хомяков А.С. Сочинения. T. 4. М.: Университетская типография, 1909. 428 с.
Хренов Н.А. Искусство оттепели в контексте надлома большевистской империи // От искусства оттепели к искусству распада империи. М.: Канон – Плюс, 2013. С. 17-102.
Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль, 2004. 632 с.